Школа – территория благополучия

Выпуск - №14(611)   :   11.04.2024
544

image

Школа – это не только место получения знаний, но и социальная среда, где дети проводят большую часть своего времени. Именно здесь формируются их социальные навыки, развиваются эмоциональная интеллектуальность и межличностные отношения. В этом процессе школьный психолог играет важную роль.

5

Психолог может проводить различные мероприятия и проекты, направленные на формирование эмпатии, понимания и уважения к другим. Можно организовывать тренинги по общению и конфликтологии, где дети учатся слышать и понимать друг друга, находить компромиссы и решения без насилия и агрессии.
Участие родителей является незаменимым условием воспитания ребёнка. Психологом в стенах школы проводится работа для создания доверительных отношений для счастливого детства учеников. Для меня как молодого специалиста стало первым опытом проведение собрания для родителей по адаптации пятиклассников. Нужно было рассказать о психологической перенастройке детей, о том, что нелегко привыкнуть к новому учебному режиму, и у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности, как снять эмоциональное напряжение и тревожность в этот период. Я пояснила, что с ученками проводилась работа с целью выявления психологического состояния: диагностика на мотивацию к учебной деятельности, наблюдение за детьми во время учебного процесса.  
Ключевым упражнением в моём выступлении для родителей было «Пожелания для своего ребёнка». Родители для своих детей писали те слова, которые действительно нужны в период адаптации. Эти пожелания потом были переданы детям.
Проанализировать проведённую работу мне помогли курсы «Школа молодого психолога», организованные Региональным учебно-методическим центром психологической поддержки. Они открыли потенциал для дальнейшей работы: я узнала о том, как нужно донести информацию с использованием примеров из жизни и применяя кейсы для получения обратной связи, анализируя, как родитель поступит в проблемной ситуации, как завершить любое своё выступление, на что нужно обращать внимание при наблюдении за родителями. Молодым специалистам рассказывали о том, как находить точки соприкосновения с родителями учеников, чтобы они действительно восприняли все рекомендации и советы.
Если говорить о работе с учениками, то ребята на тренинге «Самооценка и понимания себя» чётко знают представления о самооценке, о том насколько и как она влияет на людей, признаки здоровой и низкой самооценки. В ходе занятий я применяла упражнение «Как меня видят другие», с которым ознакомилась в ШМП. Это упражнение сначала я применяла на себе, чтобы понять, насколько важно себя оценить в личностной сфере. Оно очень полезно тем, что дало повод подумать о том, какие я хочу поставить цели и задачи для успешной самореализации. А применив упражнение в тренинге для учеников 5 класса, я увидела, что дети с творческим подходом и с глубоким самоанализом выполняли весь процесс. Ребята ответили, что это упражнение дало возможность посмотреть на себя со стороны, они никогда не задумывались над тем, какими они хотят быть и насколько важно иногда думать о себе.  
Благодаря курсам я увидела, насколько обширна в школе деятельность психолога. Мы выполняли практические задания, изучали нормативные документы, которыми пользуемся в работе. Прохождение курсов молодого психолога стало для меня настоящим прорывом в работе с детьми и их семьями. До этого я, конечно, обладала базовыми знаниями, но опыта практической работы было недостаточно.
На курсах я получила ответы на все вопросы, которые меня волновали. Как правильно выстроить контакт с ребёнком? Как понять его потребности? Как помочь ему справиться с трудностями? Как работать с родителями, чтобы они стали союзниками в процессе помощи ребёнку?
Но самое ценное, что я получила на курсах, – это практический опыт. Мы учились проводить диагностику, разрабатывать программы помощи, консультировать детей и родителей. Я узнала о множестве новых методик и техник, которые можно использовать в работе с детьми. Благодаря курсам я стала чувствовать себя намного увереннее в своей работе.
И сейчас я вижу реальные результаты своей работы. Дети, с которыми я работаю, становятся более уверенными в себе, у них улучшается настроение, они легче справляются с трудностями.
Я рекомендую всем молодым психологам пройти подобные курсы. Это поможет вам стать более компетентными и эффективными в своей работе. Например, я научилась правильно выстраивать контакт с детьми и теперь могу найти подход к ребёнку любого возраста и завоевать его доверие. Я научилась понимать потребности детей, и могу увидеть за капризами и плохим поведением ребёнка его истинные потребности и помочь ему их удовлетворить. Я научилась помогать детям справляться с трудностями, и могу помочь ребёнку преодолеть страхи, тревоги, трудности в учёбе и другие проблемы.

Марья СУЛТАНОВА,
педагог-психолог Боровской ШГ им. А.Чутаева, Мендыкаринский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.