«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь», – писал историк Василий Ключевский. Эти слова в полной мере относятся к участникам областного семинара-практикума для учителей художественного труда, который проведён на базе Заречной школы-лицея.
Тема семинара – «Через инновации к качеству образования: поиск, творчество, мастерство». И с самой яркой, креативной составляющей он и начался: воспитанники музыкальной школы продемонстрировали своё исполнительское искусство, ребята из Дома детского творчества Костанайского района показали свои работы на выставке декоративно-прикладного творчества, а ученики начальных классов приняли участие в дефиле нарядов, выполненных из бросового и подручного материала.
С большим интересом гости семинара посетили интерактивную выставку-ярмарку «Караван искусств», проведённую педагогом дополнительного образования А.Таран. Участники выставки-ярмарки смогли не только полюбоваться оригинальными работами в различных жанрах декоративно-прикладного искусства, но и стать участниками незабываемого мастер-шоу, где любой желающий мог создать своё собственное творение, а запавшие в сердца эксклюзивы от профессионалов можно было приобрести.
Интегративный урок-экскурсию «Музейная педагогика и её образовательные и воспитательные возможности на уроках художественного труда» провела учитель художественного труда Татьяна Бурыкина. БИТ-урок (беседа, игра, творчество) «Ремонт электроарматуры и бытовых приборов в 7 классе» провела учитель художественного труда Ольга Жакупова. Урок-визуализацию по использованию нейросетей и искусственного интеллекта при подготовке к занятиям представил гостям учитель информатики Михаил Сапрыкин.
Были проведены практические мастер-классы учителей художественного труда школ Костанайского района: «Творчество в каждом шаге. Авторская каркасная кукла-манекен» (Светлана Рябинина, учитель художественного труда общеобразовательной школы №1 г. Тобыла), «Джутовая филигрань – кружевное волшебство» (Ольга Будзевич, учитель художественного труда Владимировской общеобразовательной школы), «Казахское народное ювелирное искусство: сплав культуры и мастерства» (Сергей Макаров, учитель художественного труда Половниковской общеобразовательной школаы). На таких уроках школьники не только получают новые знания через показы и рассказы, но и, самое главное, делают что-то самостоятельно, своими руками, видят результат своей деятельности. Одна из главных целей учителей художественного труда – подготовить ребят к жизни, к разнообразной и полезной практической деятельности независимо от того, будет ли ребёнок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли производства, в сфере бытового обслуживания, станет ли он педагогом, инженером, архитектором или посвятит себя медицине.
Также были продемонстрированы экспресс-мастерские «Научу за пять минут». Опытом работы поделилась учитель начальных классов Татьяна Хливнюк. Она представила проектную деятельность и творчество учащихся по теме: «Человек рождён для мысли и действия». Мастерскую «Росинка» по созданию изделий из эпоксидной смолы представили учителя начальных классов Заречной школы-лицея Евгения Мороз и Наталья Ниякая. А станцию юных техников «Через тернии – к звёздам» представила учитель начальных классов Татьяна Панфилова.
В завершение семинара педагогам области предложили создать маркетплейс образовательных услуг – платформу, объединяющую педагогов в перспективах развития. Высокую оценку проведённому семинару дали его гости: методист методического центра управления образования акимата Костанайской области Гайнеш Бекмаганбетова и методист отдела образования Костанайского района Кенжеш Кыпшакбаева.
Гульжан ЕРДАУЛЕТОВА,
директор,
Гульмира КОЧУТОВА,
замдиректора по УМР Заречной ШЛ, Костанайский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.