В общеобразовательной школе №19 г. Костаная случился настоящий праздник наук. Предметная декада математики, информатики и физики (МИФ) наполнилась удивительными приключениями, а обычная школа превратилась в Хогвартс.
Ещё с фойе дети и взрослые погружались в атмосферу магии, превращений и перемещения во времени. Для этого были придуманы соответствующие фотозоны, выставки, декорации. Можно было пройти сквозь кирпичную стену, послушать настоящую виниловую пластинку на проигрывателе 70-х годов, а если волшебно блеснуть знаниями, то получить приятный подарок.
- В нашей школе ежегодно проходят предметные декады, которые мы стараемся сделать необычными, запоминающимися. И в этот раз в течение двух недель школа окунулась в сказочное пространство, воссозданное по книгам и фильмам о Гарри Поттере, – рассказывает учитель математики, руководитель МО математики, информатики и физики Айгуль Есенгельдина. – Идея принадлежит замдиректора по ИКТ Татьяне Фёдоровой. Ещё до Нового года она предложила эту тему декады учителям, показала, какое оформление можно сделать, мы загорелись, воодушевились, даже те, кто не читал про Гарри Поттера и кино не смотрел (потом в процессе подготовки посмотрели, конечно). На собственные средства заказали шить мантии и шляпы, все необходимые атрибуты для фотозоны, макеты, маски, декоративные элементы учителя изготовили своим руками, принесли из дома что-то подходящее. Подключились и ученики, их родители, которые собирали, изготавливали экспонаты для выставок. Каждый год мы стараемся чем-то удивить школьников, чтобы декада МИФ стала настоящим событием. В прошлом году, например, ключевой идеей декады была выставка «Светильники своими руками», опять же генератором идеи выступила Татьяна Николаевна. У неё всегда такие проекты, которые зажигают наше учительское сообщество, равнодушным не остаётся никто. Даже споров не возникает. У Татьяны Николаевны всегда всё продумано от начала и до конца, она находит изюминки для каждого мероприятия, открытого урока. А мы, конечно с удовольствием это подхватываем и воплощаем на деле. И огромная благодарность ей за это! Пусть у неё не угасает творческая фантазия!
Айгуль Ивановна подчеркнула, что все учителя методобъединения проявили креативность и профессионализм. Они дали замечательные открытые уроки, причём выбранная тематика прослеживалась везде, даже в задачах, которые педагоги полностью составляли сами, чтобы в каждой было что-то волшебное. Аксессуары, озвучка, видеосюжеты – всё это добавляло атмосферы Хогвартса, и, конечно же, детям было очень интересно. От учебного процесса не отходили, но сделали его по-особенному занимательным. В этом же стиле школы магов проходили и переменки, на которых дети отгадывали загадки, выполняли занимательные задания, доставая их, например, из чугунка с «золотыми яйцами», а из волшебного ларчика вынимали призы. Школа просто кипела в эти дни, как говорит Айгуль Ивановна, и до сих пор дети подходят и спрашивают, какие ещё конкурсы будут.
- В рамках декады было проведено множество мероприятий, которые связали математику, физику, информатику, добавив магии и волшебства. Например, с огромным интересом дети участвовали в «Соло на клавиатуре», где нужно было с завязанными глазами набирать диктуемый текст. Для темы «Мир пространственных фигур» ученики своими руками сделали 3D-маски из бумаги, объёмные фигуры из зубочисток, палочек для суши и полимерной глины. А какая выставка роботов у нас получилась! – делится впечатлениями учитель информатики, замдиректора по ИКТ Татьяна Фёдорова. – Ещё в прошлом году для декады МИФ мы предложили ученикам младших классов и их родителям изготовить роботов из бросового материала. В этом году тема получила яркое продолжение. В семейном творчестве родились такие эффектные модели! Тут и стимпанк, и кибер-стиль… В ход пошли ложки, части миксера, термосы, детали от кухонной электропечки. Фантазия детей и взрослых просто не знала границ. Конечно, все авторы были поощрены грамотами, сертификатами, призами. Отмечу, что баллы, набранные учениками как на урочных занятиях, так и во внеурочных мероприятиях предметной декады, непременно учитываются в итогах четверти. Ребята проявили большую активность и заинтересованность. Например, им очень понравился конкурс «Знаток года»: в одной из рекреаций мы разместили портреты выдающихся учёных, изобретателей, как древности, так и современных, а между ними фото наших учителей математики, информатики и физики, но так, чтобы их не сразу можно было узнать. Ученики должны были правильно назвать, кто изображён на портрете, в какой сфере науки, какими открытиями он прославился. Конечно, пользоваться интернетом не запрещалось, но главное, что дети искали эту информацию и тем самым запоминали её, это побуждало ребят больше узнавать о мире науки. А за угаданные портреты учителей начислялись дополнительные баллы на уроках.
Татьяна Николаевна рассказала, что её идея по выставке светильников родилась из предыдущего опыта работы в колледже КИнЭУ. Её второе образование из сферы энергетики и электроснабжения, поэтому близко всё, что можно подключить к электричеству и заставить светиться, крутиться… Своим студентам в колледже Татьяна Николаевна предлагала на практических занятиях создавать необычные осветительные приборы из старых, но ещё годных материалов. А когда пришла работать в школу №19, то поделилась этой идеей с учителем физики, чтобы они со старшеклассниками её реализовали для декады МИФ. И в результате получилась очень эффектная выставка светильников, которая стала фишкой прошлого года.
- Тема нынешней декады развилась с подачи учителя информатики Жанат Нуртазиной, которая рассказала, как популярна у школьников поттериана, – пояснила Татьяна Фёдорова. – Хотя я сама прежде фильм о Гарри Поттере не видела, но заинтересовалась и все серии посмотрела, а потом уже предложила коллегам проект. Что касается выставки техники прошлых лет, то она родилась из моей любви к эпохе ХХ века. То время для меня связано с каким-то особым теплом, искренностью, простотой, и я храню много вещей, которыми пользовались родители, бабушки. Как выяснилось, такие же любители раритетов есть и среди наших учеников, учителей. И в результате появилась выставка, на которой представлена та техника, которая скрашивала быт людей, начиная от середины прошлого века: телевизор, радиоприёмник, проигрыватель пластинок, телефон с диском, магнитофон, DVD-плеер, игровая приставка… Всему нашлось место. И дети на каждой перемене рассматривают экспонаты, удивляются звучанию виниловых пластинок, засыпают вопросами, потому что многие из них уже кнопочные сотовые телефоны не видели. Теперь в планах показать развитие носителей информации от бересты до смартфона. Пусть дети попробуют написать что-то каллиграфически, да ещё и гусиным пером, или поработать на компьютере с дискетой. Думаю, это тоже для них станет ярким событием. А вся эта работа в итоге для того, чтобы школьники поняли, почувствовали, насколько интересными и занимательными могут быть такие сложные науки, как математика и физика, насколько многомерна и разностороння информатика, и потянулись к обретению новых знаний и умений.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.