Современное образование, как и любой другой общественный процесс, уже невозможно представить без информационных технологий. Компьютеры вкупе с интернетом прочно вошли в нашу жизнь, и говорить о том, нужны они или нет, не приходится. Но есть смысл говорить о том, в какой мере ИКТ допустимо в образовании, особенно в среднем, когда речь идёт о несовершеннолетних учащихся.
Компьютер – это универсальное техническое средство обработки любой информации, усиливающие интеллектуальные возможности общества. Запущен процесс информатизации всех форм образовательной деятельности. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения. В современных образовательных программах активно применяются презентации, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Через интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Всё более востребованными становятся и образовательные электронные издания, которые позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала, подавать материал в динамичной форме.
Процесс обучения получает новые возможности благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и интерактивных досок. Мультимедийное оборудование способствует более качественному усвоению теоретического материала. Учитель и ученик может пользоваться электронными изданиями, которые занимают немного места, мобильны. На уроке весь класс может совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.
При использовании ИКТ как в школе, так и дома ученик получает более широкий доступ к образовательным ресурсам, затрачивает меньше времени на поиск и получение нужной информации, её обработку. И всё это несомненные плюсы. К тому же, компьютер и интернет становится незаменимым, когда возникает необходимость в дистанционном обучении, как мы в этом убедились во время мировой пандемии. Использование информационных технологий в работе с детьми является эффективным инструментом для обучения, развития и поддержки их потенциала, такой подход помогает им успешно интегрироваться в современное общество и готовиться к вызовам будущего.
Но у любой технологии есть и обратная сторона. Как автомобиль делает человека менее подвижным, отучая его ходить пешком на большие расстояния, так и компьютер снижает потребность человека думать своей головой. А уметь мыслить, оценивать и фильтровать информацию – крайне важный навык, который формируется именно в юные годы.
Благодаря интернету обеспечен мгновенный доступ к различным ресурсам информации. С одной стороны, ученик может пользоваться ею для развития собственных знаний, а с другой – выдавать чужие знания за свои. При использовании средств ИКТ многие поддаются соблазну: зачем тратить силы и время на подготовку к занятию, если в интернете можно получить готовое решение. Проекты, сочинения, эссе, доклады – всё можно скачать бесплатно или за деньги. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и, к сожалению, вполне приемлемым. А это абсолютно не способствует повышению качества обучения. Напротив, в итоге таких действий школьник не научается самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение, у него не формируются навыки накопления, отбора и систематизации информации. Педагоги отмечают снижение речевой активности учеников, много времени проводящих с компьютерами и смартфонами. Не говоря уже о проблемах со здоровьем, которые возникают у детей, если не соблюдается режим их работы с ИКТ. Их активное использование может привести к привыканию к гаджетам и появлению зависимости, дети могут тратить слишком много времени на использование технологий в ущерб физической активности и социальному взаимодействию.
Что же делать? Прежде всего, должен сформироваться тип современного учителя, который не только владеет знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и умеет применять их в профессиональной деятельности. Технология – это инструмент, который может значительно повысить качество учебного процесса, но не самоцель. Современный учитель должен уметь грамотно его использовать, держать под контролем и знать преимущества.
А для школьников необходимо найти определить золотую середину в доступе к информационным ресурсам, ограничивать время работы с компьютерными устройствами, создавать условия для творческой и исследовательской деятельности без использования ИКТ. И, конечно же, развивать информационную грамотность с ранних лет: учить отличать качественные источники информации от ненадёжных, защищаться от вредоносного контента и быть честными в использовании интернет-ресурсов.
Алмаз ТУРЕБЕКОВ,
учитель информатики Ждановской ОШ, Костанайский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.