Современное образование, как и любой другой общественный процесс, уже невозможно представить без информационных технологий. Компьютеры вкупе с интернетом прочно вошли в нашу жизнь, и говорить о том, нужны они или нет, не приходится. Но есть смысл говорить о том, в какой мере ИКТ допустимо в образовании, особенно в среднем, когда речь идёт о несовершеннолетних учащихся.
Компьютер – это универсальное техническое средство обработки любой информации, усиливающие интеллектуальные возможности общества. Запущен процесс информатизации всех форм образовательной деятельности. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения. В современных образовательных программах активно применяются презентации, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Через интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Всё более востребованными становятся и образовательные электронные издания, которые позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала, подавать материал в динамичной форме.
Процесс обучения получает новые возможности благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и интерактивных досок. Мультимедийное оборудование способствует более качественному усвоению теоретического материала. Учитель и ученик может пользоваться электронными изданиями, которые занимают немного места, мобильны. На уроке весь класс может совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.
При использовании ИКТ как в школе, так и дома ученик получает более широкий доступ к образовательным ресурсам, затрачивает меньше времени на поиск и получение нужной информации, её обработку. И всё это несомненные плюсы. К тому же, компьютер и интернет становится незаменимым, когда возникает необходимость в дистанционном обучении, как мы в этом убедились во время мировой пандемии. Использование информационных технологий в работе с детьми является эффективным инструментом для обучения, развития и поддержки их потенциала, такой подход помогает им успешно интегрироваться в современное общество и готовиться к вызовам будущего.
Но у любой технологии есть и обратная сторона. Как автомобиль делает человека менее подвижным, отучая его ходить пешком на большие расстояния, так и компьютер снижает потребность человека думать своей головой. А уметь мыслить, оценивать и фильтровать информацию – крайне важный навык, который формируется именно в юные годы.
Благодаря интернету обеспечен мгновенный доступ к различным ресурсам информации. С одной стороны, ученик может пользоваться ею для развития собственных знаний, а с другой – выдавать чужие знания за свои. При использовании средств ИКТ многие поддаются соблазну: зачем тратить силы и время на подготовку к занятию, если в интернете можно получить готовое решение. Проекты, сочинения, эссе, доклады – всё можно скачать бесплатно или за деньги. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и, к сожалению, вполне приемлемым. А это абсолютно не способствует повышению качества обучения. Напротив, в итоге таких действий школьник не научается самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение, у него не формируются навыки накопления, отбора и систематизации информации. Педагоги отмечают снижение речевой активности учеников, много времени проводящих с компьютерами и смартфонами. Не говоря уже о проблемах со здоровьем, которые возникают у детей, если не соблюдается режим их работы с ИКТ. Их активное использование может привести к привыканию к гаджетам и появлению зависимости, дети могут тратить слишком много времени на использование технологий в ущерб физической активности и социальному взаимодействию.
Что же делать? Прежде всего, должен сформироваться тип современного учителя, который не только владеет знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и умеет применять их в профессиональной деятельности. Технология – это инструмент, который может значительно повысить качество учебного процесса, но не самоцель. Современный учитель должен уметь грамотно его использовать, держать под контролем и знать преимущества.
А для школьников необходимо найти определить золотую середину в доступе к информационным ресурсам, ограничивать время работы с компьютерными устройствами, создавать условия для творческой и исследовательской деятельности без использования ИКТ. И, конечно же, развивать информационную грамотность с ранних лет: учить отличать качественные источники информации от ненадёжных, защищаться от вредоносного контента и быть честными в использовании интернет-ресурсов.
Алмаз ТУРЕБЕКОВ,
учитель информатики Ждановской ОШ, Костанайский район
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».