Накануне нового учебного года все педагоги, конечно же, задумываются о том, каким он будет, с какими профессиональными вызовами предстоит столкнуться. Переживают и родители учеников, поскольку частые перемены в образовательной системе позитивного отношения к школе не добавляют. Доктор педагогических наук, советник ректора КРУ им. А.Байтурсынулы, председатель Альянса женских сил Римма БЕКТУРГАНОВА, тоже поразмышляла о современном состоянии школьного образования и поделилась с «Учительской плюс» своим мнением.
Бесконечное оценивание губит нашу школу
Та образовательная парадигма, которая получила название «обновлённое содержание образования», на мой взгляд – худшая из моделей образования, придуманных в независимом Казахстане. Она характеризуется линейной связью «учитель – ученик», и это, как говорит Шалва Амонашвили, «грустный процесс». Без радости, без прекрасных чувств, без полёта мысли, без столкновения мнений. Потому что тесты, которые во всём используются, в том числе и в обновлённом содержании образования, не будят мысль. Тесты – это механическое понимание и запоминание.
Как писал один из республиканских журналистов, «пожалейте детей! Отмените обновлённое содержание образования». Я с ним соглашусь. Тесты очень тяжело даются творческим людям. Они не то что не помогают, они мешают достижению самого главного – хороших знаний. А бесконечное оценивание, выставление баллов и составление рейтингов просто губит нашу школу. Мы ведь поставили цель применять и прийти к финской модели образования – самой передовой на сегодняшний день. Но она абсолютно не использует тестирование. И кстати, именно финны сейчас считаются одной из самых читающих наций в мире.
К сожалению, мы не измеряем результаты «обновлёнки», но я думаю, если мы это сделаем, то они будут плачевными. Несмотря на то, что наши реформаторы всячески пытаются избавиться от советского наследия, в этом году мы вернулись к тому, что было прежде: иностранный язык изучается не с 1 класса, а с 3-го, художественный труд разделили на трудовое обучение и изобразительное искусство.
Сдал бы ОЗП Сухомлинский?
Самое печальное, что в обществе потеряно доверие к учителю. Педагог – это творческая профессия. Но учителя загнали в жёсткие рамки. Особенно настораживает оценивание учителя пресловутым НКТ (национальное квалификационное тестирование) или, как сейчас это называется, – ОЗП (оценка знаний педагогов). Сдаётся толпой, система зависает, база не работает… Если бы, например, Василию Сухомлинскому предложили сдать эти тесты, не знаю, какие были бы результаты… И что, от этого он перестал бы быть выдающимся педагогом?
Очень жёстко проводится аттестация педагогов, без понимания сути профессии. В то время как на Западе, например, тестирования педагогов проводятся в удобное для них время, конфиденциально, можно пройти несколько раз. Когда у нас проводится ОЗП, мы забываем, что люди с креативным мышлением очень плохо проходят тестирование, оно им тяжело даётся. ОЗП – это большой стресс для педагогов. Депутат Мажилиса Ирина Смирнова предлагает чиновникам пройти также толпой такие же тесты. Думаю, если б они это сделали, то придумали бы для аттестации учителей что-то более гуманное. Ведь всё это ведёт к профессиональному выгоранию учителей, особенно руководителей школ.
Мамам особых детей надо помогать
Ещё одна существенная проблема, о которой нужно говорить – это обучение особых детей. В частности, есть необходимость развития центров для детей с аутизмом. Больные дети, их родители испытывают огромные трудности, но государство им мало помогает. Не разработаны программы, методики, процедуры диагностики и реабилитации детей с аутизмом. Кстати, министерство просвещения обещало педагогов-ассистентов для детей с инклюзивным обучением. Не знаю, появились ли такие в костанайских школах, но, безусловно, мамам надо помогать. Детей с особыми образовательными потребностями начиная с дошкольного периода надо развивать, учить. Но по данным министерства, на одну треть увеличилось у нас количество ПМПК, это одна на 50 тысяч детей. То есть, коррекционную помощь получает малое количество детей.
Почему дети боятся школы?
В Альянсе женских сил мы проводили небольшое исследование и увидели то, о чём, собственно, и догадывались: не все дети хотят идти в школу. Дети страдают от буллинга, насилия. Закон, который принят в защиту детей от насилия и травли, к сожалению, мало известен. Он был подписан Президентом 15 апреля текущего года и уже вступил в силу. В этом Законе говорится о нулевой терпимости к насилию. К примеру, если раньше физические наказания детей родителями считались нормой или просто на них не обращали внимания, то теперь в случае применения физического насилия родители могут получить наказание в виде лишения свободы сроком до двух, а иногда и до четырёх лет. Так же и шлепок ребёнка воспитателем, удар учительской указкой приравниваются к физическому насилию и тоже строго наказываются законом. Я считаю, что все нормы этого Закона нужно изучить учителям, родителям, о нём надо информировать детей. В Законе говорится не только о физическом, но и психологическом насилии. Обидные фразы, унижающие слова нередки, к сожалению, в школах. Так вот по новому Закону всё это тоже приравнивается к психологическому насилию. Более жёстко этот Закон будет относиться и к буллингу. Если случаи травли будут доказаны, то в первую очередь понесут наказание родители того школьника, который позволил себе такой проступок. Им грозят очень большие штрафы. Но не стоит думать, что несовершеннолетние всегда безнаказанны: детям стоит знать, что в случае каких-то тяжёлых правонарушений их ждёт перевод в специальные школы. Всю нашу общественность шокировал случай изнасилования пятилетней девочки подростками, и сейчас всё делается для того, чтобы эти дети были наказаны по справедливости и изолированы от общества. Их родители тоже не отделаются простыми штрафами, как говорят юристы. Тотальная неинформированность относительно норм закона ведёт к таким плачевным последствиям. Поэтому важно давать глубокие, компетентные разъяснения правовых норм, проводить тренинги, круглые столы, чтобы у всех было понимание закона и его неотвратимости.
В образовании важна стабильность
Я считаю самым важным в образовании сейчас – не увлекаться реформами, а грамотно использовать имеющееся наследие. Мы были самой читающей страной в мире, у нас были отличные школы, лучшие выпускники… У нас было очень хорошее образование. И самое ценное из этого мы должны обязательно использовать. Конечно, не нужно слепо копировать, жизнь меняется, меняется общество, условия, в которых мы живём. Понятно, что и в образовании необходимы изменения. Но их не должно быть так много, так часто, так непродуманно. Нужно выбрать стратегию движения школы, подробно расписать, начать эксперимент, апробировать, получить результаты, и только после этого использовать во всех школах. У нас же реформы проводятся ежегодно. Мы забрасываем одни, не получив результата, тут же начинаем другие… И даже не знаем, была ли эффективной прежняя реформа. Поэтому казахстанское образование сейчас не имеет такой прочной основы, прочного фундамента, как хотелось бы. В любом деле важна стабильность, но в образовании особенно. Мы должны иметь стабильные стандарты, учебные планы, программы, учебники. Нельзя менять их каждый год, потому что от этого страдают все – ученики, их родители, учителя.
Также я уверена, что в школу должна прийти идеология. Мне понравилась идея нынешнего министра просвещения о том, что воспитание должно быть целостным. Мы помним: это известное в прошлом всестороннее развитие и воспитание ребёнка. Вот это целостное воспитание сейчас отсутствует. Прежние министры образования говорили о том, что будут отдельные ставки классных руководителей, а точнее – кураторов, которые будут получать ставки за реализацию целостного воспитания. И я жду не дождусь этого момента. Потому что учитель-предметник должен преподавать, безусловно, у каждого из них на уроке есть и воспитательные задачи. Но в целом систему воспитания детей в школе должны поднять кураторы. И тогда, может быть, мы забудем, что такое травля, что такое правонарушения в школе. А на выходе получим казахстанца с прекрасными компетенциями и очень высокой культурой.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото из архива «УП»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.