Накануне нового учебного года все педагоги, конечно же, задумываются о том, каким он будет, с какими профессиональными вызовами предстоит столкнуться. Переживают и родители учеников, поскольку частые перемены в образовательной системе позитивного отношения к школе не добавляют. Доктор педагогических наук, советник ректора КРУ им. А.Байтурсынулы, председатель Альянса женских сил Римма БЕКТУРГАНОВА, тоже поразмышляла о современном состоянии школьного образования и поделилась с «Учительской плюс» своим мнением.
Бесконечное оценивание губит нашу школу
Та образовательная парадигма, которая получила название «обновлённое содержание образования», на мой взгляд – худшая из моделей образования, придуманных в независимом Казахстане. Она характеризуется линейной связью «учитель – ученик», и это, как говорит Шалва Амонашвили, «грустный процесс». Без радости, без прекрасных чувств, без полёта мысли, без столкновения мнений. Потому что тесты, которые во всём используются, в том числе и в обновлённом содержании образования, не будят мысль. Тесты – это механическое понимание и запоминание.
Как писал один из республиканских журналистов, «пожалейте детей! Отмените обновлённое содержание образования». Я с ним соглашусь. Тесты очень тяжело даются творческим людям. Они не то что не помогают, они мешают достижению самого главного – хороших знаний. А бесконечное оценивание, выставление баллов и составление рейтингов просто губит нашу школу. Мы ведь поставили цель применять и прийти к финской модели образования – самой передовой на сегодняшний день. Но она абсолютно не использует тестирование. И кстати, именно финны сейчас считаются одной из самых читающих наций в мире.
К сожалению, мы не измеряем результаты «обновлёнки», но я думаю, если мы это сделаем, то они будут плачевными. Несмотря на то, что наши реформаторы всячески пытаются избавиться от советского наследия, в этом году мы вернулись к тому, что было прежде: иностранный язык изучается не с 1 класса, а с 3-го, художественный труд разделили на трудовое обучение и изобразительное искусство.
Сдал бы ОЗП Сухомлинский?
Самое печальное, что в обществе потеряно доверие к учителю. Педагог – это творческая профессия. Но учителя загнали в жёсткие рамки. Особенно настораживает оценивание учителя пресловутым НКТ (национальное квалификационное тестирование) или, как сейчас это называется, – ОЗП (оценка знаний педагогов). Сдаётся толпой, система зависает, база не работает… Если бы, например, Василию Сухомлинскому предложили сдать эти тесты, не знаю, какие были бы результаты… И что, от этого он перестал бы быть выдающимся педагогом?
Очень жёстко проводится аттестация педагогов, без понимания сути профессии. В то время как на Западе, например, тестирования педагогов проводятся в удобное для них время, конфиденциально, можно пройти несколько раз. Когда у нас проводится ОЗП, мы забываем, что люди с креативным мышлением очень плохо проходят тестирование, оно им тяжело даётся. ОЗП – это большой стресс для педагогов. Депутат Мажилиса Ирина Смирнова предлагает чиновникам пройти также толпой такие же тесты. Думаю, если б они это сделали, то придумали бы для аттестации учителей что-то более гуманное. Ведь всё это ведёт к профессиональному выгоранию учителей, особенно руководителей школ.
Мамам особых детей надо помогать
Ещё одна существенная проблема, о которой нужно говорить – это обучение особых детей. В частности, есть необходимость развития центров для детей с аутизмом. Больные дети, их родители испытывают огромные трудности, но государство им мало помогает. Не разработаны программы, методики, процедуры диагностики и реабилитации детей с аутизмом. Кстати, министерство просвещения обещало педагогов-ассистентов для детей с инклюзивным обучением. Не знаю, появились ли такие в костанайских школах, но, безусловно, мамам надо помогать. Детей с особыми образовательными потребностями начиная с дошкольного периода надо развивать, учить. Но по данным министерства, на одну треть увеличилось у нас количество ПМПК, это одна на 50 тысяч детей. То есть, коррекционную помощь получает малое количество детей.
Почему дети боятся школы?
В Альянсе женских сил мы проводили небольшое исследование и увидели то, о чём, собственно, и догадывались: не все дети хотят идти в школу. Дети страдают от буллинга, насилия. Закон, который принят в защиту детей от насилия и травли, к сожалению, мало известен. Он был подписан Президентом 15 апреля текущего года и уже вступил в силу. В этом Законе говорится о нулевой терпимости к насилию. К примеру, если раньше физические наказания детей родителями считались нормой или просто на них не обращали внимания, то теперь в случае применения физического насилия родители могут получить наказание в виде лишения свободы сроком до двух, а иногда и до четырёх лет. Так же и шлепок ребёнка воспитателем, удар учительской указкой приравниваются к физическому насилию и тоже строго наказываются законом. Я считаю, что все нормы этого Закона нужно изучить учителям, родителям, о нём надо информировать детей. В Законе говорится не только о физическом, но и психологическом насилии. Обидные фразы, унижающие слова нередки, к сожалению, в школах. Так вот по новому Закону всё это тоже приравнивается к психологическому насилию. Более жёстко этот Закон будет относиться и к буллингу. Если случаи травли будут доказаны, то в первую очередь понесут наказание родители того школьника, который позволил себе такой проступок. Им грозят очень большие штрафы. Но не стоит думать, что несовершеннолетние всегда безнаказанны: детям стоит знать, что в случае каких-то тяжёлых правонарушений их ждёт перевод в специальные школы. Всю нашу общественность шокировал случай изнасилования пятилетней девочки подростками, и сейчас всё делается для того, чтобы эти дети были наказаны по справедливости и изолированы от общества. Их родители тоже не отделаются простыми штрафами, как говорят юристы. Тотальная неинформированность относительно норм закона ведёт к таким плачевным последствиям. Поэтому важно давать глубокие, компетентные разъяснения правовых норм, проводить тренинги, круглые столы, чтобы у всех было понимание закона и его неотвратимости.
В образовании важна стабильность
Я считаю самым важным в образовании сейчас – не увлекаться реформами, а грамотно использовать имеющееся наследие. Мы были самой читающей страной в мире, у нас были отличные школы, лучшие выпускники… У нас было очень хорошее образование. И самое ценное из этого мы должны обязательно использовать. Конечно, не нужно слепо копировать, жизнь меняется, меняется общество, условия, в которых мы живём. Понятно, что и в образовании необходимы изменения. Но их не должно быть так много, так часто, так непродуманно. Нужно выбрать стратегию движения школы, подробно расписать, начать эксперимент, апробировать, получить результаты, и только после этого использовать во всех школах. У нас же реформы проводятся ежегодно. Мы забрасываем одни, не получив результата, тут же начинаем другие… И даже не знаем, была ли эффективной прежняя реформа. Поэтому казахстанское образование сейчас не имеет такой прочной основы, прочного фундамента, как хотелось бы. В любом деле важна стабильность, но в образовании особенно. Мы должны иметь стабильные стандарты, учебные планы, программы, учебники. Нельзя менять их каждый год, потому что от этого страдают все – ученики, их родители, учителя.
Также я уверена, что в школу должна прийти идеология. Мне понравилась идея нынешнего министра просвещения о том, что воспитание должно быть целостным. Мы помним: это известное в прошлом всестороннее развитие и воспитание ребёнка. Вот это целостное воспитание сейчас отсутствует. Прежние министры образования говорили о том, что будут отдельные ставки классных руководителей, а точнее – кураторов, которые будут получать ставки за реализацию целостного воспитания. И я жду не дождусь этого момента. Потому что учитель-предметник должен преподавать, безусловно, у каждого из них на уроке есть и воспитательные задачи. Но в целом систему воспитания детей в школе должны поднять кураторы. И тогда, может быть, мы забудем, что такое травля, что такое правонарушения в школе. А на выходе получим казахстанца с прекрасными компетенциями и очень высокой культурой.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото из архива «УП»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.