«Не собирайте негатив вокруг себя, он притянет ещё больше негатива. Коллекционируйте, пусть в мелких формах, позитив и любуйтесь им каждый день». Эта фраза известного общественного деятеля Ирины Хакамады весьма точно отображает ключевую мысль, определяющую моё отношение к работе.
Формирование у школьников положительных эмоций к образовательному процессу напрямую связано с качеством обучения и отношением к учёбе в школе в целом. «Мои дети любят ходить в школу», «Сын идёт в школу с удовольствием», «Моя дочь не может дождаться, когда закончатся выходные, чтобы пойти на уроки». Согласитесь, что эти слова, сказанные родителями ваших учеников, чрезвычайно радуют, а главное – убеждают нас в том, что в своей работе мы движемся и развиваемся в нужном направлении. Учитель, который заходит в класс и видит горящие глаза детей, проводит уроки «на одном дыхании», чувствует с детьми прочную эмоциональную связь, испытывает удовольствие от своей работы.
С одной стороны, изо дня в день работая с пассивными, безынициативными учениками, одинаково равнодушно реагирующими как на учебные задания, так и на просьбы принять участие во внеклассных мероприятиях, любой учитель рано или поздно почувствует усталость от своей работы и желание прекратить свою педагогическую деятельность. Чувство радости от встречи с учителем, одноклассниками, желание присутствовать на уроке и быть постоянно вовлечённым в познавательную деятельность, участвовать в школьной жизни – играх, викторинах, соревнованиях, олимпиадах – всё это результат сформированного глубоко положительного отношения ребёнка к учёбе. Результат ежедневной стратегически важной, продуманной работы классного руководителя, интересных уроков со свежими идеями, не шаблонного подхода к урочной деятельности.
Одним из важных факторов является личный энтузиазм педагога. Учитель, испытывающий неподдельное удовольствие от своего труда, находящийся в непрерывном поиске новых идей и подходов, способен вдохновить своих учеников и заразить тем самым азартом к получению знаний, который и станет ключевым стимулом к появлению у детей устойчивой мотивации к учёбе.
Уже достаточно много сказано слов о внедрении передовых технологий в образовательный процесс. Я и мои коллеги активно осваиваем новые формы, приёмы, методы работы с детьми. Всё это пробуем, применяем на уроках, чтобы урочная работа соответствовала всем современным требованиям к её планированию. Но специфика работы в начальном звене подразумевает не только качественное донесение учебного материала. Как мне однажды посоветовала одна из самых талантливых женщин, которых я знаю, «на уроке в начальных классах, чтобы он запомнился, нужно создать сказку». Это высказывание на долгие годы стало моим путеводителем в работе и сыграло ключевую роль в формировании моего видения хорошего урока для моих детей.
Думаю, многие коллеги согласятся, что программа обучения для начальных классов за последние несколько лет, претерпев ряд глобальных изменений, стала далеко непростой для понимания детьми. Многие темы действительно сложные, требуют как высокого уровня педагогического мастерства со стороны педагога, так и значительных усилий со стороны ребёнка в понимании учебного материала. Так вот для того, чтобы урок не был напряжённым, как учебное занятие в старших курсах университета, считаю весьма целесообразным уделять на уроке большое внимание лексической теме и использовать эту возможность для привнесения элемента игры.
На начальном этапе при создании положительного настроя на урок хорошо себя зарекомендовали додекаэдр «Хорошее настроение», «Волшебные ладошки – позитивный настрой», простые и быстрые в проведении тренинги, приветствия на шпажках в виде смайликов или пожеланий. Если позволяет тема и планирование урока подразумевает деление на группы, детям очень нравится получать на входе в класс билет, на котором будет написан номер места и ряда, название группы либо какого-либо предмета, с помощью чего будет сформирована будущая команда.
Любую лексическую тему можно обыграть творчески, даже дождь в январе. Был случай, который особенно запомнился ребятам. Лексическая тема урока русского языка – какие бывают дожди, при том, что на дворе январь. Подготовленные ученицы «опоздали» на урок, и состоялся диалог, в ходе которого они объяснили своё опоздание тем, что попали под необычный дождь, а в качестве доказательства предъявили зонт, к которому были заранее прикреплены бумажные капли дождя с вопросами на повторение домашнего задания. Такие несложные приёмы делают уроки запоминающимися и надолго оставляют след в сердцах детей.
Рефлексия на уроке – это отдельная категория, которая являет собой настоящий простор для учительской фантазии. Считается, что человек лучше всего запоминает то, что услышал в первую или в последнюю очередь. Поэтому во время этапа закрепления часто даю детям сыграть в интерактивные, онлайн-игры с использованием разных платформ, дидактических и наглядных печатных материалов. Игровая деятельность воспринимается детьми по-особенному: она снимает напряжение, активизирует критическое мышление, командный дух и, конечно, даёт вкус здорового соперничества. Игра есть игра, есть победители и проигравшие, и создание среды здоровой конкуренции на уроке в равной доле полезно для всех её участников – не важно, победители они или нет. Дети вовлекаются полностью в процесс игры и начинают применять на практике те знания, которые успели получить на уроке. На многие моменты изученного ранее в свете нового представления проблемы начинают смотреть под другим углом. Так или иначе, к концу урока дети явно не находятся в полусонном состоянии, их ум работает на 100%, и они испытываю целый спектр ярких эмоций. Даже дети, которые не сумели обойти одноклассников, не находятся в подавленном состоянии, ведь они в любом случае использовали весь свой арсенал знаний, чтобы проиграть достойно.
Одной из наиболее часто используемых является платформа learningapps.org, сайт vseigru.net, платформа wordwall.net. Задания и игры с этих ресурсов прекрасно зарекомендовали себя в педагогической практике и вызывают большой интерес у учеников.
Рефлексия на уроке как последний, но далеко не по значимости, этап подразумевает быть ярким, запоминающимся и дополняющим работу на уроке его завершением. Думаю, многие коллеги подтвердят, что смайлики и яблоки, лесенки и линейки успеха уже давно потеряли свою актуальность. Для того чтобы этап рефлексии не был шаблонным я вновь возвращаюсь к лексической теме урока. Она – настоящий источник вдохновения и новых идей. Так родились замечательные приёмы рефлексии, которые раньше я не встречала на просторах интернета и в практике коллег: додекаэдр «Рефлекися», сердечки на шпажках, гномы с баллами ФО до 10, «Мосты», передвижка «Олимпийский огонь», «Водопады», «Продолжи фразу как космонавт», «Баночка витаминов», «Три поросёнка», «Молекула», «Карта-кошелёк», «Театральная маска», «Путешественник», «Моё искусство» и многие другие. Достаточно видеть с каким восторгом дети реагируют на использование таких новых для них способов подведения итогов урока, становится ясно, что это именно то, что запомнится ребёнку, и он будет с радостью ожидать нового занятия.
Как и любой учитель, привыкнув полагаться на факты, цифры и доверяя статистике, веду мониторинг этого рода деятельности. Подобные приёмы и методы внедряю в течение учебного года и отслеживаю, меняется ли число хорошистов, отличников, призёров олимпиад в классе. Благодаря мониторингу удалось отследить реальные результаты, которые действительно радуют. Прослеживается положительная динамика роста количества учеников, высокомотивированных на учёбу, проявляющих активность в урочной и неурочной деятельности, с прочно сформировавшимся положительным отношением к учёбе и школе в целом.
В заключение хотелось бы отметить, что данная работа имеет ещё один положительный «побочный эффект»: дети стали проявлять гораздо больше инициативы к участию во внеклассной деятельности, они хотят участвовать в концертах, акциях, спортивных состязаниях, театральной деятельности, конкурсах, соревнованиях. В классе практически нет конфликтов, ребята прекрасно ладят между собой, сказывается то, что они изначально приходят в класс в хорошем настроении, доброжелательно настроенные друг к другу.
Могу сказать определённо, что формирование положительного настроя на учёбу с помощью внедрения современных педагогических технологий – путь к реализации всех самых смелых ожиданий от детского коллектива и раскрытию потенциала каждого ученика.
Дарья МЕЛЬНИКОВА,
учитель начальных классов Тогузакской ОШ, Карабалыкский район