В учебно-воспитательном процессе, как мы знаем, три стороны, три участника: учителя, ученики и их родители. От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребёнка. И педагоги не смотря ни на какие социологические прогнозы порой делают для этой эффективности невозможное.
Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Без дисциплины трудно воспитать в подростках патриотизм, честность, смелость, настойчивость, решительность, умение планировать. Наконец, дисциплина формирует некоторые черты личности, её моральные качества. Она формирует в школьнике сдержанность, стимул к самообладанию, способность контролировать действия и эмоции, создаёт условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Таким образом, дисциплина играет весьма важную роль в укреплении школы, охватывая все стороны школьной жизни, входя в процесс воспитания и обучения.
Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей упорно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива.
Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берёт на себя определённые обязательства, приучается планировать своё время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретённая в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.
Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребёнке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремлённости и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения.
В нашей школе создана такая система работы, которая направляет к формированию сознательной дисциплины учащихся:
* формирование системы гражданских ценностей личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей, навыков законопослушного и социально полезного поведения;
* повышение чувства ответственности за свои поступки;
* воспитание ценностного отношения к человеку, его правам и свободам, воспитание социальной активности как способа самореализации.
Основной путь сознательной дисциплины в школе – организация воспитательных мероприятий по гражданско-правовому воспитанию школьников, использование различных форм работы, направленных на вовлечение самих учащихся в активно значимую деятельность. Особая роль в организации сознательной дисциплины принадлежит школьному самоуправлению «Союзники». Школьное самоуправление рассматривается как способность и возможность учеников реализовывать своё право участия в управлении делами своей школы. В процессе ученического самоуправления проявляется совместное творчество всех участников школьной жизни и организация акций «Мы – законопослушные граждане РК», конкурс видеороликов «Закон и ответственность», конкурс эссе «Честное поколение».
В системе ученического самоуправления действует Школьная служба примирения для разрешения конфликтных ситуаций. Старшеклассники не только учатся давать правильную оценку неправомерным действиям, но и стараются быть медиаторами наравне со взрослыми. Кроме того, в нашей школе действует добровольное объединение школьников – отряд юных помощников полиции, который является неотъемлемой частью в воспитании сознательной дисциплины школьников, интереса к правовой культуре. Членами отряда ЮПП проводится работа по основным направлениям деятельности отряда:
* информационная – устные журналы, лекции, кинолектории. Выпускаются бюллетени по профилактике правонарушений и темам правового всеобуча. Кроме этого участниками ЮПП проводится информационно-разъяснительная работа с учащимися, состоящими на различных видах учёта;
* пропагандистская – дебаты, интеллектуально-познавательные марафоны, «Байга знаний»;
* патрульная – осуществление участниками ЮПП на переменах контроля за поведением и дисциплиной учащихся.
Традиционными мероприятиями по закреплению сознательной дисциплины школьников стали беседы членов отряда ЮПП на тему «Ответственность несовершеннолетних за употребление нецензурной брани», интеллектуальная игра «Своя игра. Подросток и закон», флешмоб «Право быть успешным», информационные перемены «Подросток и закон», фотовыставки «Мы выбираем лучшее!», «Мир в котором я живу», концертные программы и разъяснительно-профилактические беседы с воспитанниками Центра адаптации несовершеннолетних. Надо сказать, что на протяжении многих лет школа активно сотрудничает с ЦАН, а посещения наших учащихся ЦАНа заставляют подростков задуматься над своими поступками, поведением, спроектировать свою траекторию жизни законопослушного человека.
Традиционными стали и встречи с представителями линейного отдела внутренних дел, работниками городской прокуратуры, с сотрудниками ювенальной полиции, встречи, способствующие формированию сознательной дисциплины наших учащихся. Ярким, запоминающимся моментом для школьников являются совместные со школьным инспектором экскурсии в кинологический центр, стационарный пост полиции, музей ДВД.
Для учащихся проводятся декада «Законопослушный гражданин», месячник гражданского правосознания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, мероприятия «Я и мой полицейский», «Подросток» с обязательным приглашением представителей правоохранительных органов. Следует отметить, что в школе функционирует школьное радио «Восьмая Вселенная», которое в период таких мероприятий проводит радиопередачи «Правовой вестник».
Значимым и актуальным на сегодняшний день является работа по формированию антикоррупционного мировоззрения: проводятся дебаты, выпускаются информационные вестники. Новым направлением работы школьного клуба «Адал ұрпақ» стало проведение акции честности в рамках школьного (буфетного) питания «Магазин честности». Всем участникам этого мероприятия интересно проверить себя, доказать, что все мы честные и порядочные люди. Если таких магазинов честности будет больше, поведение станет сознательным, а наше общество – чище и лучше.
На протяжении нескольких лет в школе проводится правовой всеобуч, являющийся необходимой и важной составляющей социальной адаптации личности ребёнка. Различные формы правового всеобуча в виде интеллектуальных игр, устных журналов, встреч с интересными людьми позволяют расширить знания учащихся о гражданско-правовой ответственности.
Кроме того, в целях повышения уровня правовых знаний в школе действует факультативный курс «Порядок и закон» для 8 классов. На занятиях школьники основательно знакомятся с темами ответственности граждан перед законами РК. Знание норм права способствует подготовке школьников к жизни в обществе в реальных условиях, оперативно адаптироваться к требованиям социума.
В данном направлении школа много лет сотрудничает с преподавателями и студентами кафедры права Костанайского филиала ЧелГУ. Раз в полугодие для наших ребят проводятся лекции и беседы по теме «Правовые вопросы», профилактические беседы с представителями отряда по охране правопорядка, кроме этого ученики принимают активное участие в конференциях университета, где представляют научные работы по юриспруденции.
Школа активно взаимодействует и с неправительственным общественным объединением «Юные лидеры Костаная», реализующим социально значимые проекты по защите прав и интересов школьников. Проекты «Жизнь без сигареты», «Наркомания – шаг к преступлению», «Мои права» позволяют вовлекать большое количество подростков в коллективные дела, направленные на предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних.
Безусловно, важным фактором в работе школы по воспитанию сознательной дисциплины учащихся является взаимодействие с родителями. В рамках Школы семейного воспитания проводятся лекции «Воспитание уважения к старшим», «О режиме школьника», тренинги «Воспитание навыков и привычек культурного поведения», «Воспитание дисциплинированности у подростков» видеоролики «О поощрениях и наказаниях детей в семье», «Значение родительского авторитета и его влияние на поведение учащихся» и др. Данные формы работы с родителями позволяют увидеть проблемы ребёнка, усилить родительский контроль его поведения, повысить правовую культуру взрослых. Различные формы работы с учащимися, взаимодействие педагогического коллектива с правоохранительными органами, с различными учреждениями города, родительской общественностью дали свой результат. На протяжении 15 лет в школе отсутствуют преступления, совершённые учащимися. Результатом совместной работы школы и родительской общественности стали накопленные знания у наших учеников о нормах и правилах поведения. Именно это и формирует у наших детей ответственность за своё поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка.
Алла БУРЦЕВА,
замдиректора по ВР ОШ №8, г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.