Наш опыт воспитания у школьников сознательной дисциплины и ответственности

Выпуск - №11(508)   :   16.03.2022
280

В учебно-воспитательном процессе, как мы знаем, три стороны, три участника: учителя, ученики и их родители. От грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания ребёнка. И педагоги не смотря ни на какие социологические прогнозы порой делают для этой эффективности невозможное.

Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Без дисциплины трудно воспитать в подростках патриотизм, честность, смелость, настойчивость, решительность, умение планировать. Наконец, дисциплина формирует некоторые черты личности, её моральные качества. Она формирует в школьнике сдержанность, стимул к самообладанию, способность контролировать действия и эмоции, создаёт условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Таким образом, дисциплина играет весьма важную роль в укреплении школы, охватывая все стороны школьной жизни, входя в процесс воспитания и обучения.

Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей упорно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива. 


Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берёт на себя определённые обязательства, приучается планировать своё время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретённая в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности вызревает в ребёнке постепенно, по мере формирования в единстве его мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремлённости и воли, навыков и привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности, отношений и общения.

В нашей школе создана такая система работы, которая направляет к формированию сознательной дисциплины учащихся:
* формирование системы гражданских ценностей личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей, навыков законопослушного и социально полезного поведения;
* повышение чувства ответственности за свои поступки;
* воспитание ценностного отношения к человеку, его правам и свободам, воспитание социальной активности как способа самореализации.

Основной путь сознательной дисциплины в школе – организация воспитательных мероприятий по гражданско-правовому воспитанию школьников, использование различных форм работы, направленных на вовлечение самих учащихся в активно значимую деятельность. Особая роль в организации сознательной дисциплины принадлежит школьному самоуправлению «Союзники». Школьное самоуправление рассматривается как способность и возможность учеников реализовывать своё право участия в управлении делами своей школы. В процессе ученического самоуправления проявляется совместное творчество всех участников школьной жизни и организация акций «Мы – законопослушные граждане РК», конкурс видеороликов «Закон и ответственность», конкурс эссе «Честное поколение».

В системе ученического самоуправления действует Школьная служба примирения для разрешения конфликтных ситуаций. Старшеклассники не только учатся давать правильную оценку неправомерным действиям, но и стараются быть медиаторами наравне со взрослыми. Кроме того, в нашей школе действует добровольное объединение школьников – отряд юных помощников полиции, который является неотъемлемой частью в воспитании сознательной дисциплины школьников, интереса к правовой культуре. Членами отряда ЮПП проводится работа по основным направлениям деятельности отряда:

* информационная – устные журналы, лекции, кинолектории. Выпускаются бюллетени по профилактике правонарушений и темам правового всеобуча. Кроме этого участниками ЮПП проводится информационно-разъяснительная работа с учащимися, состоящими на различных видах учёта;
* пропагандистская – дебаты, интеллектуально-познавательные марафоны, «Байга знаний»;
* патрульная – осуществление участниками ЮПП на переменах контроля за поведением и дисциплиной учащихся.

Традиционными мероприятиями по закреплению сознательной дисциплины школьников стали беседы членов отряда ЮПП на тему «Ответственность несовершеннолетних за употребление нецензурной брани», интеллектуальная игра «Своя игра. Подросток и закон», флешмоб «Право быть успешным», информационные перемены «Подросток и закон», фотовыставки «Мы выбираем лучшее!», «Мир в котором я живу», концертные программы и разъяснительно-профилактические беседы с воспитанниками Центра адаптации несовершеннолетних. Надо сказать, что на протяжении многих лет школа активно сотрудничает с ЦАН, а посещения наших учащихся ЦАНа заставляют подростков задуматься над своими поступками, поведением, спроектировать свою траекторию жизни законопослушного человека.

Традиционными стали и встречи с представителями линейного отдела внутренних дел, работниками городской прокуратуры, с сотрудниками ювенальной полиции, встречи, способствующие формированию сознательной дисциплины наших учащихся. Ярким, запоминающимся моментом для школьников являются совместные со школьным инспектором экскурсии в кинологический центр, стационарный пост полиции, музей ДВД.

Для учащихся проводятся декада «Законопослушный гражданин», месячник гражданского правосознания и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, мероприятия «Я и мой полицейский», «Подросток» с обязательным приглашением представителей правоохранительных органов. Следует отметить, что в школе функционирует школьное радио «Восьмая Вселенная», которое в период таких мероприятий проводит радиопередачи «Правовой вестник». 

Значимым и актуальным на сегодняшний день является работа по формированию антикоррупционного мировоззрения: проводятся дебаты, выпускаются информационные вестники. Новым направлением работы школьного клуба «Адал ұрпақ» стало проведение акции честности в рамках школьного (буфетного) питания «Магазин честности». Всем участникам этого мероприятия интересно проверить себя, доказать, что все мы честные и порядочные люди. Если таких магазинов честности будет больше, поведение станет сознательным, а наше общество – чище и лучше. 

На протяжении нескольких лет в школе проводится правовой всеобуч, являющийся необходимой и важной составляющей социальной адаптации личности ребёнка. Различные формы правового всеобуча в виде интеллектуальных игр, устных журналов, встреч с интересными людьми позволяют расширить знания учащихся о гражданско-правовой ответственности. 

Кроме того, в целях повышения уровня правовых знаний в школе действует факультативный курс «Порядок и закон» для 8 классов. На занятиях школьники основательно знакомятся с темами ответственности граждан перед законами РК. Знание норм права способствует подготовке школьников к жизни в обществе в реальных условиях, оперативно адаптироваться к требованиям социума.

В данном направлении школа много лет сотрудничает с преподавателями и студентами кафедры права Костанайского филиала ЧелГУ. Раз в полугодие для наших ребят проводятся лекции и беседы по теме «Правовые вопросы», профилактические беседы с представителями отряда по охране правопорядка, кроме этого ученики принимают активное участие в конференциях университета, где представляют научные работы по юриспруденции.

Школа активно взаимодействует и с неправительственным общественным объединением «Юные лидеры Костаная», реализующим социально значимые проекты по защите прав и интересов школьников. Проекты «Жизнь без сигареты», «Наркомания – шаг к преступлению», «Мои права» позволяют вовлекать большое количество подростков в коллективные дела, направленные на предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних.

Безусловно, важным фактором в работе школы по воспитанию сознательной дисциплины учащихся является взаимодействие с родителями. В рамках Школы семейного воспитания проводятся лекции «Воспитание уважения к старшим», «О режиме школьника», тренинги «Воспитание навыков и привычек культурного поведения», «Воспитание дисциплинированности у подростков» видеоролики «О поощрениях и наказаниях детей в семье», «Значение родительского авторитета и его влияние на поведение учащихся» и др. Данные формы работы с родителями позволяют увидеть проблемы ребёнка, усилить родительский контроль его поведения, повысить правовую культуру взрослых. Различные формы работы с учащимися, взаимодействие педагогического коллектива с правоохранительными органами, с различными учреждениями города, родительской общественностью дали свой результат. На протяжении 15 лет в школе отсутствуют преступления, совершённые учащимися. Результатом совместной работы школы и родительской общественности стали накопленные знания у наших учеников о нормах и правилах поведения. Именно это и формирует у наших детей ответственность за своё поведение, нетерпимость к нарушениям общественного порядка.
 

Алла БУРЦЕВА,
замдиректора по ВР ОШ №8, г. Костанай

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".