От педагогической техники – к педагогическому мастерству

Выпуск - №48(545)   :   07.12.2022
485

Эта статья для тех, кто носит высокое звание «учитель» и в ответе за тех, кого приручил. Проработав учителем более 50 лет, я могу с уверенностью сказать: «Как важно нам владение педагогической техникой!». 

Что она включает в себя? Это и постановка голоса, и поза, и владение своим лицом, и режиссёрское мастерство, и речь. Это и есть педагогическое обаяние. Красота человеческой души в благородном сплаве с педагогической техникой помогают учителю дойти до самых тайников человеческих сердец. Известные слова Антона Павловича Чехова относятся, прежде всего, к созидателю человеческих душ – к учителю: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И как точно сказано Антоном Семёновичем Макаренко: «Воспитанники воспринимают нашу душу и наши мысли не потому, что знают, что у нас в душе происходит, а потому, что видят нас, слушают нас». 

Хотелось бы посоветовать чаще смотреть на себя со стороны и слышать себя. Всегда меня волновал один момент: «Задумываемся ли мы над тем, насколько обладаем умением выражать свои чувства и мысли в целях воздействия на детей? Знаем ли мы, как выглядит наше лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения?» Это и есть  владение  педагогической техникой. Важными средствами  при этом  являются  слова, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства. Педагогическая техника – тот комплекс умений, которые помогают учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя и добиться успеха в воспитании. Владение педагогической техникой даёт возможность учителю донести до детей свои мысли и душу. А овладение педагогической техникой – одна из ступеней к мастерству.

Макаренко писал: «Процесс воспитания может быть логически выделен, и может быть выделено мастерство воспитателя». Он считал, что каждый человек способен овладеть педагогическим мастерством: «…это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нервы педагога не должны превратиться   в инструмент воспитания. Педагог-мастер не будет сожалеть о недопустимых действиях воспитанников, а своевременно продумает, какими методами будет воздействовать на ученика. Педагогическое мастерство проявляется в умении чувствовать ученика. Подчеркиваю, не видеть, а чувствовать. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться», - писал Николай Рыленков по отношению к природе. Эти слова надо помнить и нам, учителям, которым доверена судьба ребёнка. Главное – не навредить, а своим словом поддержать его, вселить веру в себя, научить искусству управлять собой. Быть мастером не так легко. 

А как значимо умение говорить правильно и выразительно! А ведь этим талантом обладают не многие. Как не вспомнить слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Важной составной частью педагогической техники является речь. Язык учителя, по словам Яна Коменского, должен быть точным и ясным, выразительным, ярким. Василий Сухомлинский назвал речевую культуру зеркалом духовной культуры человека. Речевая культура учителя – это важнейшее средство облагораживания его чувств и мыслей. Культура речи и правильность речи – не одно и то же. Культура речи – это не только следование нормам языка, но и умение найти точное, доходчивое, выразительное, уместное для данного случая средство. Речь учителя теряет смысл, если не будет диалогического взаимодействия с детьми. «Все великие события начинаются с общения», - говорят мудрые. 

Можно владеть современными технологиями, знать несколько языков, иметь диплом, различных рода сертификаты, но не быть учителем – мастером, который учит и своему предмету, и жизни. Он любит педагогику в себе, а не себя в педагогике. Формула педагогического  мастерства выглядит так: в числителе – компонент, в знаменателе – искусство человеческого общения. Жизнь учителя-мастера как мозаика из идей, мыслей, фактов. А вот каким будет рисунок, зависит от нашего таланта. 

Надежда ВОЛОСЯН,
учитель русского языка и литературы ШЛ №2, г. Костанай

                                                       

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.