От педагогической техники – к педагогическому мастерству

Выпуск - №48(545)   :   07.12.2022
549

Эта статья для тех, кто носит высокое звание «учитель» и в ответе за тех, кого приручил. Проработав учителем более 50 лет, я могу с уверенностью сказать: «Как важно нам владение педагогической техникой!». 

Что она включает в себя? Это и постановка голоса, и поза, и владение своим лицом, и режиссёрское мастерство, и речь. Это и есть педагогическое обаяние. Красота человеческой души в благородном сплаве с педагогической техникой помогают учителю дойти до самых тайников человеческих сердец. Известные слова Антона Павловича Чехова относятся, прежде всего, к созидателю человеческих душ – к учителю: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И как точно сказано Антоном Семёновичем Макаренко: «Воспитанники воспринимают нашу душу и наши мысли не потому, что знают, что у нас в душе происходит, а потому, что видят нас, слушают нас». 

Хотелось бы посоветовать чаще смотреть на себя со стороны и слышать себя. Всегда меня волновал один момент: «Задумываемся ли мы над тем, насколько обладаем умением выражать свои чувства и мысли в целях воздействия на детей? Знаем ли мы, как выглядит наше лицо в минуту радости, гнева, разочарования, удивления, скуки, огорчения?» Это и есть  владение  педагогической техникой. Важными средствами  при этом  являются  слова, интонация, взгляд, жест, улыбка, голос, чувства. Педагогическая техника – тот комплекс умений, которые помогают учителю глубже, ярче, талантливее выразить себя и добиться успеха в воспитании. Владение педагогической техникой даёт возможность учителю донести до детей свои мысли и душу. А овладение педагогической техникой – одна из ступеней к мастерству.

Макаренко писал: «Процесс воспитания может быть логически выделен, и может быть выделено мастерство воспитателя». Он считал, что каждый человек способен овладеть педагогическим мастерством: «…это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта». Нервы педагога не должны превратиться   в инструмент воспитания. Педагог-мастер не будет сожалеть о недопустимых действиях воспитанников, а своевременно продумает, какими методами будет воздействовать на ученика. Педагогическое мастерство проявляется в умении чувствовать ученика. Подчеркиваю, не видеть, а чувствовать. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться», - писал Николай Рыленков по отношению к природе. Эти слова надо помнить и нам, учителям, которым доверена судьба ребёнка. Главное – не навредить, а своим словом поддержать его, вселить веру в себя, научить искусству управлять собой. Быть мастером не так легко. 

А как значимо умение говорить правильно и выразительно! А ведь этим талантом обладают не многие. Как не вспомнить слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Важной составной частью педагогической техники является речь. Язык учителя, по словам Яна Коменского, должен быть точным и ясным, выразительным, ярким. Василий Сухомлинский назвал речевую культуру зеркалом духовной культуры человека. Речевая культура учителя – это важнейшее средство облагораживания его чувств и мыслей. Культура речи и правильность речи – не одно и то же. Культура речи – это не только следование нормам языка, но и умение найти точное, доходчивое, выразительное, уместное для данного случая средство. Речь учителя теряет смысл, если не будет диалогического взаимодействия с детьми. «Все великие события начинаются с общения», - говорят мудрые. 

Можно владеть современными технологиями, знать несколько языков, иметь диплом, различных рода сертификаты, но не быть учителем – мастером, который учит и своему предмету, и жизни. Он любит педагогику в себе, а не себя в педагогике. Формула педагогического  мастерства выглядит так: в числителе – компонент, в знаменателе – искусство человеческого общения. Жизнь учителя-мастера как мозаика из идей, мыслей, фактов. А вот каким будет рисунок, зависит от нашего таланта. 

Надежда ВОЛОСЯН,
учитель русского языка и литературы ШЛ №2, г. Костанай

                                                       

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.