Педагога не заменить техническими средствами

Выпуск - №40(637)   :   11.10.2024
34

2

Образование представляет собой целостную систему, включающую как знания, так и соответствующие навыки, например, социальные отношения, нормы общения, профессиональную деятельность. Образование сейчас стало более доступным по сравнению с тем, каким оно было в ХХ веке. Мир меняется. И меняется неумолимо быстро!

1

Урок взаимопосещения. Тема «Предназначение человека». Ловлю мысли студентов, комментирую, но автоматически думаю о себе, как я в своё время не могла понять своё призвание. Поступив в институт, первоначально хотела своим делом помогать людям в решении их проблем. Разбираю с детьми истории реальных людей, изменивших свои приоритеты: Эмин Аскеров, Куаныш Сулейменов... И вновь думаю, правильно ли я выбрала своё предназначение. Я осознала, что моя профессия – моё призвание и устроилась на работу в колледж педагогом хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства. Потому что очень люблю людей, помогаю тем, кому сложно, поэтому, кроме преподаваниия взялась и за волонтёрскую деятельность. Люблю детей, стараюсь направить их желания в творческую реализацию, проекты, которые в дальнейшем станут их, надеюсь, будущим.

Я поняла своё предназначение: помочь студентам стать конкурентоспособными людьми. И, соответственно, основная цель в моей работе – воспитание духовно-нравственного человека, формирование нравственных качеств учащихся. А задача – раскрыть их потенциал. Чтобы они смогли реализовать себя в социуме. Чтобы ничего не боялись, имели активную жизненную позицию, а главное – могли доказать её, опираясь на различные примеры из жизни. Ведь современный социум требует от педагога многое: а именно, профессионализм, стрессоустойчивость и глубокие личностные качества, основанные на ответственности не столько за себя, сколько за учащихся. Именно ответственность заставляет меня по-новому взглянуть на наше общество, на приоритеты в образовании.

С появлением интернета информация стала общедоступной. Найти любой факт можно за минуту, а почти на все задания есть ответы. Соответственно, и роль учителя меняется. В современной образовательной системе он перестал быть носителем абсолютной истины. У него появились конкуренты: онлайн-курсы и различные сайты. Раньше, оканчивая школу, а затем институт, люди получали знания, которые могли применять в течение всей жизни. Сейчас ситуация другая: мир перестал быть повторяющимся и устойчивым, жизнь представляет новые запросы. Не случайно появилась и концепция непрерывного образования (lifelong learning), когда человек учится всю жизнь.

У обучающегося сегодня есть информация: сайты, программы, каждая из которых заявляет о том, что она лучшая в определённой области. От учителя же нужен профессиональный взгляд: что даёт один сайт, второй, третий. К примеру, ученик, студент заинтересовался искусством. Но он не знает, на каких именно ресурсах он может получить развитие в этой области. А роль педагога-навигатора в том, чтобы этот мир открыть, поддержать ребёнка, попробовать разные варианты, осмыслить их, понять, что больше понравилось.

Детей необходимо обучать навыкам, которые пригодятся им в жизни, но это не означает, что мы не должны учить широкому научному подходу. Из школы, колледжа или института молодой человек должен выйти с определённой картиной мира, поэтому в чём-то содержание изменится, а в чём-то останется прежним. Знакомство с научной системой как раз и сформирует системное мышление, которое нужно каждому.

4

В современном обществе педагоги становятся всё в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача – помочь обучающемуся самому сформировать своё образование и осознать свою ответственность за это. Следовательно, и методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться. В широком значении слова педагог – это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Педагог в наше время – это навигатор и модератор в море знаний и жизненных обстоятельств. Его деятельность как навигатора заключается в определении точки нахождения обучающегося на сегодняшний день в мире знаний и компетенций. Его роль как модератора можно представить, исходя из определения этого слова, как регулятора, посредника или арбитра между школьником, студентом и его будущим.

Непрерывное образование часто не происходит без сопровождения педагога. И нетрудно представить, насколько педагог должен быть компетентным в различных областях, стремясь пройти этот путь, меняя себя и меняя обучающегося. Глобальная информационная образовательная среда применительно к педагогике сама утверждает демократический способ мышления. Педагог должен знать иностранные языки, историю и культуру других народов, много путешествовать, стремиться к совершенству, вместе с тем прививать учащимся любовь к Родине и действительно готовить их к жизни в глобальном мире. Для этого образовательный процесс должен выходить за рамки учебного, необходимо создание программ интегрированного курса с содержательной доминантой межкультурного взаимодействия, чтобы дать возможность подрастающему поколению увидеть культурную и языковую картину мира в яркой цветовой гамме.

Естественно, что для обеспечения запросов общества образование должно действовать на опережение, а не догонять ситуацию. Учащийся уже не пассивный субъект образовательного процесса. Но, чтобы он стал активной единицей, педагогу необходимо знать, как выработать устойчивую мотивацию к учению, какую методику применить.

3

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценности и ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Тут же возникает вопрос: каким же должен быть современный педагог?

Можно отметить следующее.

* Видеть собственные достижения и профессионально объяснять пути их достижения. Умение видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения; формирование и осознание своего индивидуального стиля.

* Кроме высокого уровня теоретических знаний и умений в своей области и методики преподавания предмета должны быть готовность и способность соотнести с ними практику, совершенствовать её.

* Умение анализировать свой опыт и опыт своих коллег, применяя к своим профессиональным навыкам.

* Владение речевой культурой, включённость в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога-психолога.

* Быть культурным. Одновременно обладать высоконравственными качествами: доброжелательность, честность, позитивное отношение к жизни, интеллигентность, чувство искреннего сопереживания.

Только такому педагогу по силам выполнить поставленную задачу. Роль учителя в современном обществе огромна. Ведь это даже не профессия, а призвание.

Чего же общество хочет от педагога? По моему мнению, того же, что и раньше – внимания к ребёнку. Учитель – организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса. Он рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несёт ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом учащегося подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

Таким образом, педагога нельзя заменить никакими книгами и учебниками, никакими новейшими техническими средствами обучения, поскольку, помимо знаний, он передаёт детям частицу своей души, направляя их духовное развитие.

Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Главная задача сегодняшнего дня – воспитание молодого поколения, а именно: культурного, творческого, мотивированного. Именно педагог принимает в этом процессе активное участие.

Слово «учитель» известно людям всех возрастов, от шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в своё время был каждый из нас. Но на житейском уровне учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию ли, столярному ли ремеслу, управлению ли машиной… Продолжать можно без конца. И люди уважительно, с почтением называют такого человека своим учителем.

Конечно, таким педагог должен быть в идеале. Не могу сказать, что я являюсь именно таким. Но я люблю свою профессию, не представляю свою жизнь без детей. В своём опыте использую формы взаимодействия, когда я не только воспитываю и учу, но стимулирую тягу учащихся к саморазвитию, стараюсь, чтобы обучение воспринималось студентами не только как необходимость, но и вызвало позитивные эмоции, происходило в условиях психологического комфорта.

Профессия педагога стала для меня возможностью самореализации. Она приносит удовлетворение и энергию. А ещё у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность = результат.


Жулдызай БАЛГУЖИНОВА,
заведующая отделением Костанайского политехнического высшего колледжа

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.