Педагога не заменить техническими средствами

Выпуск - №40(637)   :   11.10.2024
140

2

Образование представляет собой целостную систему, включающую как знания, так и соответствующие навыки, например, социальные отношения, нормы общения, профессиональную деятельность. Образование сейчас стало более доступным по сравнению с тем, каким оно было в ХХ веке. Мир меняется. И меняется неумолимо быстро!

1

Урок взаимопосещения. Тема «Предназначение человека». Ловлю мысли студентов, комментирую, но автоматически думаю о себе, как я в своё время не могла понять своё призвание. Поступив в институт, первоначально хотела своим делом помогать людям в решении их проблем. Разбираю с детьми истории реальных людей, изменивших свои приоритеты: Эмин Аскеров, Куаныш Сулейменов... И вновь думаю, правильно ли я выбрала своё предназначение. Я осознала, что моя профессия – моё призвание и устроилась на работу в колледж педагогом хлебопекарного, макаронного и кондитерского производства. Потому что очень люблю людей, помогаю тем, кому сложно, поэтому, кроме преподаваниия взялась и за волонтёрскую деятельность. Люблю детей, стараюсь направить их желания в творческую реализацию, проекты, которые в дальнейшем станут их, надеюсь, будущим.

Я поняла своё предназначение: помочь студентам стать конкурентоспособными людьми. И, соответственно, основная цель в моей работе – воспитание духовно-нравственного человека, формирование нравственных качеств учащихся. А задача – раскрыть их потенциал. Чтобы они смогли реализовать себя в социуме. Чтобы ничего не боялись, имели активную жизненную позицию, а главное – могли доказать её, опираясь на различные примеры из жизни. Ведь современный социум требует от педагога многое: а именно, профессионализм, стрессоустойчивость и глубокие личностные качества, основанные на ответственности не столько за себя, сколько за учащихся. Именно ответственность заставляет меня по-новому взглянуть на наше общество, на приоритеты в образовании.

С появлением интернета информация стала общедоступной. Найти любой факт можно за минуту, а почти на все задания есть ответы. Соответственно, и роль учителя меняется. В современной образовательной системе он перестал быть носителем абсолютной истины. У него появились конкуренты: онлайн-курсы и различные сайты. Раньше, оканчивая школу, а затем институт, люди получали знания, которые могли применять в течение всей жизни. Сейчас ситуация другая: мир перестал быть повторяющимся и устойчивым, жизнь представляет новые запросы. Не случайно появилась и концепция непрерывного образования (lifelong learning), когда человек учится всю жизнь.

У обучающегося сегодня есть информация: сайты, программы, каждая из которых заявляет о том, что она лучшая в определённой области. От учителя же нужен профессиональный взгляд: что даёт один сайт, второй, третий. К примеру, ученик, студент заинтересовался искусством. Но он не знает, на каких именно ресурсах он может получить развитие в этой области. А роль педагога-навигатора в том, чтобы этот мир открыть, поддержать ребёнка, попробовать разные варианты, осмыслить их, понять, что больше понравилось.

Детей необходимо обучать навыкам, которые пригодятся им в жизни, но это не означает, что мы не должны учить широкому научному подходу. Из школы, колледжа или института молодой человек должен выйти с определённой картиной мира, поэтому в чём-то содержание изменится, а в чём-то останется прежним. Знакомство с научной системой как раз и сформирует системное мышление, которое нужно каждому.

4

В современном обществе педагоги становятся всё в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача – помочь обучающемуся самому сформировать своё образование и осознать свою ответственность за это. Следовательно, и методы обучения должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться. В широком значении слова педагог – это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Педагог в наше время – это навигатор и модератор в море знаний и жизненных обстоятельств. Его деятельность как навигатора заключается в определении точки нахождения обучающегося на сегодняшний день в мире знаний и компетенций. Его роль как модератора можно представить, исходя из определения этого слова, как регулятора, посредника или арбитра между школьником, студентом и его будущим.

Непрерывное образование часто не происходит без сопровождения педагога. И нетрудно представить, насколько педагог должен быть компетентным в различных областях, стремясь пройти этот путь, меняя себя и меняя обучающегося. Глобальная информационная образовательная среда применительно к педагогике сама утверждает демократический способ мышления. Педагог должен знать иностранные языки, историю и культуру других народов, много путешествовать, стремиться к совершенству, вместе с тем прививать учащимся любовь к Родине и действительно готовить их к жизни в глобальном мире. Для этого образовательный процесс должен выходить за рамки учебного, необходимо создание программ интегрированного курса с содержательной доминантой межкультурного взаимодействия, чтобы дать возможность подрастающему поколению увидеть культурную и языковую картину мира в яркой цветовой гамме.

Естественно, что для обеспечения запросов общества образование должно действовать на опережение, а не догонять ситуацию. Учащийся уже не пассивный субъект образовательного процесса. Но, чтобы он стал активной единицей, педагогу необходимо знать, как выработать устойчивую мотивацию к учению, какую методику применить.

3

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценности и ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Тут же возникает вопрос: каким же должен быть современный педагог?

Можно отметить следующее.

* Видеть собственные достижения и профессионально объяснять пути их достижения. Умение видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения; формирование и осознание своего индивидуального стиля.

* Кроме высокого уровня теоретических знаний и умений в своей области и методики преподавания предмета должны быть готовность и способность соотнести с ними практику, совершенствовать её.

* Умение анализировать свой опыт и опыт своих коллег, применяя к своим профессиональным навыкам.

* Владение речевой культурой, включённость в другие области духовной культуры как показатель богатства личности педагога-психолога.

* Быть культурным. Одновременно обладать высоконравственными качествами: доброжелательность, честность, позитивное отношение к жизни, интеллигентность, чувство искреннего сопереживания.

Только такому педагогу по силам выполнить поставленную задачу. Роль учителя в современном обществе огромна. Ведь это даже не профессия, а призвание.

Чего же общество хочет от педагога? По моему мнению, того же, что и раньше – внимания к ребёнку. Учитель – организатор обучения, специалист по конструированию занятий, эффективный менеджер образовательного процесса. Он рационально использует время, реально оценивает задачи, решает их и несёт ответственность. Такой учитель заражает своей харизмой и обучает на личном примере, не заставляя при этом учащегося подражать себе, а помогая ему раскрыть его собственный внутренний потенциал и характер.

Таким образом, педагога нельзя заменить никакими книгами и учебниками, никакими новейшими техническими средствами обучения, поскольку, помимо знаний, он передаёт детям частицу своей души, направляя их духовное развитие.

Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Главная задача сегодняшнего дня – воспитание молодого поколения, а именно: культурного, творческого, мотивированного. Именно педагог принимает в этом процессе активное участие.

Слово «учитель» известно людям всех возрастов, от шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в своё время был каждый из нас. Но на житейском уровне учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию ли, столярному ли ремеслу, управлению ли машиной… Продолжать можно без конца. И люди уважительно, с почтением называют такого человека своим учителем.

Конечно, таким педагог должен быть в идеале. Не могу сказать, что я являюсь именно таким. Но я люблю свою профессию, не представляю свою жизнь без детей. В своём опыте использую формы взаимодействия, когда я не только воспитываю и учу, но стимулирую тягу учащихся к саморазвитию, стараюсь, чтобы обучение воспринималось студентами не только как необходимость, но и вызвало позитивные эмоции, происходило в условиях психологического комфорта.

Профессия педагога стала для меня возможностью самореализации. Она приносит удовлетворение и энергию. А ещё у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих: любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность = результат.


Жулдызай БАЛГУЖИНОВА,
заведующая отделением Костанайского политехнического высшего колледжа

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4