Развитие коммуникативных навыков младших школьников

Выпуск - №2(650)   :   17.01.2025
42

image

Коммуникативные навыки – это одна из важнейших составляющих общей культуры личности. В младшем школьном возрасте происходит активное развитие этих навыков, что позволяет детям не только успешно учиться, но и социализироваться, налаживать контакты с окружающими, находить общий язык с одноклассниками и учителями.
Формирование этих навыков – ключевая задача начальной школы, так как оно влияет на дальнейшее развитие ребёнка и его успешную адаптацию в социуме. Важно понимать, что коммуникативные навыки включают в себя не только речевые умения, но и способность понимать эмоции других людей, правильно реагировать на социальные ситуации, а также эффективно разрешать возникающие конфликты. В этой статье будут рассмотрены ключевые аспекты, методы и средства, которые способствуют развитию коммуникативных навыков у младших школьников.

Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у младших школьников


1. Психологические особенности младших школьников. Младший школьный возраст (6-10 лет) – это период, когда ребёнок активно осваивает основные социальные роли, учится взаимодействовать с окружающими и воспринимать их точку зрения. В этот возрастной период начинается интенсивное развитие когнитивных и социальных функций, таких как внимание, память, мышление, а также развитие речевых навыков. Именно в этом возрасте дети начинают понимать, что другие люди могут иметь отличные от их собственных мнения и чувства, что способствует развитию эмпатии – способности учитывать эмоциональное состояние других.
Дети начинают осознавать себя как часть группы, начинают активно участвовать в коллективной деятельности, что влияет на их способность к сотрудничеству и разрешению конфликтов. Эти изменения связаны с развитием произвольного внимания, памяти, способности к саморегуляции, а также к адаптации в новых социальных ситуациях.
2. Речь и её значение в общении. Речь – основное средство общения, и именно через неё дети осваивают правила взаимодействия с окружающими. В младшем школьном возрасте дети начинают использовать речь не только для того, чтобы передавать информацию, но и для выражения своих мыслей, эмоций и намерений. Именно на этом этапе дети начинают развивать навыки ведения диалога, задавания вопросов, формулирования собственных мыслей и потребностей. Развитие речи связано с улучшением мышления: дети начинают строить более сложные предложения, используют грамматически правильные формы и расширяют словарный запас.
Речь является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции. Чем больше у ребёнка словарный запас, тем легче ему выражать свои мысли и чувства. Задача педагога – создавать условия, которые способствуют активному развитию речи, например, через творческие задания, ролевые игры и обсуждения на уроках.
3. Эмпатия и социальные навыки. Эмпатия – способность понимать и разделять чувства другого человека – является основой для успешного общения и взаимодействия. В младшем школьном возрасте важно, чтобы дети научились понимать эмоции окружающих, отличать их от собственных и правильно реагировать в разных ситуациях. Это связано с развитием навыков общения и разрешения конфликтов. Дети, которые способны к эмпатии, лучше работают в группе, легче идут на компромисс и способны выслушивать мнение других.
Социальные навыки, такие как умение вести разговор, проявлять уважение, договариваться, разрешать конфликты, а также понимать невербальные сигналы (жесты, мимика), становятся важными компонентами эффективного общения.

Этапы развития коммуникативных навыков у младших школьников


1. Этап становления общения (1-2 классы). На этом этапе дети только начинают осваивать основы общения. Важно развивать у них уверенность в себе, учить вести диалог и задавать вопросы. Ребёнок начинает осознавать, что можно взаимодействовать не только с близкими людьми, но и с учителями, сверстниками, а также понимает, что для общения необходимы не только слова, но и невербальные средства (жесты, интонация, мимика).
Для этого используются различные игры и упражнения, направленные на развитие речи, внимания, умения слушать и выражать свои мысли. Ролевые игры помогают детям представить себя в разных социальных ролях и научиться общаться в различных ситуациях.
2. Этап взаимодействия и сотрудничества (3 класс). В этом возрасте дети начинают более активно участвовать в коллективной деятельности. Уроки и игры становятся более сложными, предполагающими совместную работу. Важно, чтобы на этом этапе дети научились работать в команде, договариваться, делиться множеством идей, понимать других и принимать решения совместно.
В рамках групповых заданий дети учат не только выражать свои мысли, но и учитывать мнение других участников, обсуждать вопросы и совместно находить решения. Это способствует развитию навыков сотрудничества, толерантности, способности к компромиссу.
3. Этап самоопределения и критического мышления (4 класс). В возрасте 10-11 лет дети становятся более уверенными в себе и начинают чётче выражать свою позицию. Важно, чтобы в этот момент дети научились эффективно разрешать конфликты, аргументировать свою точку зрения и уважать мнение других. Они начинают более осознанно подходить к решению социальных проблем, таких как трудности в общении, недопонимания, конфликты.
Работа с групповыми проектами, участие в школьных дебатах и других формах коллективной деятельности способствуют развитию критического мышления, умения анализировать информацию, а также развивают уверенность в своих силах.

Методы и средства развития коммуникативных навыков у младших школьников


1. Ролевые игры и игровые технологии. Ролевые игры – это один из самых эффективных методов формирования коммуникативных навыков у младших школьников. В процессе ролевых игр дети учат различные социальные роли, что позволяет им не только практиковать речь, но и развивать эмпатию, понимать, как реагировать на разные социальные ситуации. Игровые технологии помогают детям развивать креативность, гибкость мышления, способность к сотрудничеству.
2. Совместная деятельность и групповая работа. Работа в группе способствует развитию социальных навыков. Участие в совместных проектах, обсуждениях, создании коллективных решений способствует развитию как когнитивных, так и социально-психологических аспектов общения. Дети учатся работать в команде, договариваться, разделять задачи и общие цели. Это также способствует развитию лидерских качеств, терпимости и уважения к другим.
3. Чтение и обсуждение книг. Чтение художественной литературы является важным способом расширения кругозора детей, обогащения их внутреннего мира и развития речевых навыков. После чтения книги или рассказа важно проводить обсуждения, на которых дети могут высказывать свои мысли, обсуждать поступки героев, разбирать моральные аспекты текста. Такие обсуждения помогают детям развивать способность анализировать информацию, учитывать множественные точки зрения и выражать свои чувства.
4. Развитие слушательских навыков. Активное слушание – это важнейший компонент общения. Развитие слушательских навыков способствует более глубокому восприятию информации и улучшению качества взаимодействия. Для этого полезны различные упражнения на внимание, игры, в которых детям нужно внимательно слушать и запоминать информацию. Это не только улучшает восприятие, но и развивает уважение к мнению другого человека.

Проблемы и трудности в развитии коммуникативных навыков


Несмотря на важность развития коммуникативных навыков, в процессе их формирования могут возникать определенные трудности.
Стеснительность и неуверенность. Некоторые дети испытывают трудности с началом общения, боятся быть осмеянными, что затрудняет их социализацию.
Невербальные барьеры. Не все дети умеют адекватно воспринимать невербальные сигналы (жесты, интонацию), что может приводить к недопониманию.
Неумение разрешать конфликты. Дети младшего школьного возраста часто не знают, как конструктивно разрешать конфликты, что может приводить к социальным трудностям.
Неравномерное развитие коммуникативных навыков. У разных детей коммуникативные навыки развиваются по-разному, и важно, чтобы педагог помогал каждому ребёнку развивать эти навыки в своем темпе.
Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте является основой для успешной социализации ребёнка, его уверенности в себе и способности к сотрудничеству. Важно создавать такие условия, которые способствуют развитию не только вербальных, но и невербальных навыков общения, а также эмпатии, толерантности и умения работать в команде. Разнообразные педагогические подходы, такие как ролевые игры, групповая работа и обсуждения, играют ключевую роль в этом процессе. Помощь ребёнку в овладении этими навыками помогает ему не только успешно учиться, но и адаптироваться в мире взрослых, а также быть уверенным и счастливым человеком.

Гульнара АБДРАХМАНОВА,
учитель английского языка школы №32, г. Астана

Реклама