Возвращение к родному языку

Выпуск - №18(566)   :   15.05.2023
704

Я из поколения 60-х годов. В Костанае до 90-х доминирующим языком был русский. Мои детство, юность и зрелые годы прошли в русскоязычной среде. Осознание своей национальности, самобытности, аутентичности, пробуждение национального самосознания и национальной идентификации пришли в среднем возрасте. 

Открыла для себя красоту, красочность, яркость, богатство казахского языка, колоритность культуры, традиции, обычаев, обрядов, мелодичность казахских песен. Красота и необычность звучания, музыкальность, экспрессия, разноплановость пробудили живейший интерес к родному языку. Появилась большая цель, интерес, надежда научиться свободному разговорному казахскому языку. Маленькие ежедневные шаги в этом направлении привели к большим планам к познанию, к новому этапу жизни, к самооценке, к новому уровню духовного роста. Самое главное – зрелое осознание и понимание своей идентичности: «Мен қазақпын! Мен қазақша үйренемiн!»

Прочитала статью об открытии клуба свободной казахской разговорной речи «Сөйле Тайм». И это стало для меня началом пути к познанию родного языка. 

В канун национального праздника Наурыз мейрамы открылся клуб. Презентация клуба торжественно прошла в областном мемориальном музее Ибрая Алтынсарина. Провели экскурсию по музею, познакомили с проектом клуба и с участниками. Формат клуба – свободный: как можно легко и с удовольствием научиться разговорному казахскому языку в адаптированных знакомых местах, в обычной жизненной обстановке и привычной среде (библиотеки, парки, театры, музеи). Идея клуба – в неформальном кругу, в простой беседе, дружественной обстановке, дружелюбной среде, где знающий язык помогает начинающему.

Воодушевляющим примером для участников клуба стало выступление учителя казахского языка гимназии имени М.Горького Д.Ромащенко и учителя младших классов из г. Тобыла Е.Гедзур, которые свободно владеют государственным языком. С их слов, только огромное желание, красота языка и его лёгкость в освоении побудили их к изучению казахского языка. Д.Ромащенко и Е.Гедзур провели с участниками клуба интерактивные игры по национальным обычаям и традициям, посвящённым Наурыз мейрамы.

Но главным вдохновляющим примером лично для меня стал рассказ директора и актёра казахского драматического театра имени И.Омарова Алимхана Мырзахана о том, что на трудоустройство в театр пришла актриса казахской национальности, не владеющая родным языком. На вопрос: «Как же вы будете играть, не зная родного языка?» она ответила: «Я выучу язык в короткое время!» Настолько было велико, значимо и приоритетно её желание работать в казахском драматическом театре, что она доказала себе и директору возможность действительно овладеть языком в сжатые сроки. В данное время она ведущая актриса театра.

«Дорогу осилит идущий», и проводниками нам стали преподаватели – спикеры областного центра обучения языков «Тiлдарын». Огромной мотивацией для посещения клуба явились профессионализм, квалифицированность, креативность, глубокие знания спикеров. Поразили не только с профессиональной стороны, но и душевными качествами. Вежливые, скромные, спокойные, терпеливые, искренние, интересные, с творческим подходом, разносторонним кругозором, с художественным вкусом. Они приложили все свои знания, навыки, умения. Оказывали неоценимую помощь и дружескую поддержку.

Методика, стиль и формат преподавания были необычны, нетрадиционны, неформальны, свободны, просты. Вопросы – ответы, ситуационные задачи и картинки, ролевые игры, шарады, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, песни, обряды, обычаи, традиции. За время проекта клуба познакомились с интересными талантливыми людьми, актёрами, сотрудниками музеев, библиотекарями, методистами.

Интересная встреча состоялась в казахском драматическом театре имени И.Омарова. Здесь я познакомились с музеем театра и библиотекой. В музее представлены экспонаты, реликвии из жизни казахского народа, которые используются в театральных постановках как декорации. Библиотека работает по принципу свободного пользования книгами: зрители приносят свои книги и могут свободно взять понравившуюся книгу с последующим возвратом. Я впоследствии, постоянная и восхищенная поклонница театра, подарила 12 томов произведений А.Чехова и М.Макатаева. Экскурсовод провёл экскурсию по театру, рассказал его историю, показал афиши спектаклей. Артисты подготовили интерактивную игру, разыграли с нами театральную сценку, мы познакомились с ведущим актёром Куанышем Маратулы. Теперь он один из моих любимых актёров. 

Было интересно встретиться и с оригинальным человеком Ботагоз Дуйсембаевой, спикером городской библиотеки имени Н.Островского. Запомнилась игра в три команды: знающие язык, желающие знать, близкие к языку. Впечатлила игра в скороговорки. А пословицы и поговорки восхитили богатством, красочностью, меткостью, неординарностью, красотой казахского языка. Удивило, как одно событие, явление, ситуацию, случай можно охарактеризовать адаптировано к месту сотнями пословиц и поговорок. Сценка в режиме импровизации ко Дню влюблённых с героями эпоса Козы-Корпеш и Баян-сулу заставила раскрыть воображение, фантазию, скрытые актёрские навыки.

Незабываемым стал поход в областной театр кукол, организованный спикером Ж.Жумабаевой. Во время встречи актёры театра показали работу с куклами, как совмещать игру кукольных героев с репликами, ролями. Приняли участие в коротких сценках из казахских сказок, остались под впечатлением от ролевых игр. Так приятно было окунуться в детство и вспомнить счастливое беззаботное время. Встреча с куклами детства оставила незабываемые ощущения, положительные эмоции, яркие впечатления.

А 29 апреля мы, участники клуба, поставили сказку «Спор животных» о первенстве символа года. Выступили в роли актёров, ощутили себя персонажами из сказки. Это был первый театральный опыт, который остался в памяти ярким событием. 

Трогательным был урок, посвящённый Дню Победы и организованный спикером Г.Крикпеновой. Он прошёл в парке Победы. Все участники пришли с военной символикой: в пилотках, с ленточками и флажками. Почтили память ветеранов и героев Великой Отечественной войны, вспомнили дедов, отцов, родных, отдавших жизни за Родину, за родную землю. Узнали про героев – воинов из Казахстана и Костанайской области. Исполнили на государственном казахском языке песню «Катюша».

Побывав в роли актёров в областном театре кукол, наработав опыт, отточив своё актерское мастерство, по предложению спикера А.Нурбековой поставили мини-спектакль по сказке «Қошқар мен теке». Спикер раздала роли. Перед постановкой посмотрели мультфильм. Все участники активно и эмоционально вошли в роли. Мини-спектакль удался, дебют прошёл на ура. После создали комиксы по сюжету мультфильма с готовыми репликами по порядку. В конце участники коротко презентовали созданные ими комиксы. 

Интересным было очередное заседание клуба в областном краеведческом музее. Спикер Б.Ахметжанова подготовила информационно-познавательную программу. Сотрудники музея провели экскурсию по залам музея, познакомили с реликвиями, экспонатами, артефактами из жизни казахов и родного края. Члены клуба познакомились с казахскими обычаями и традициями, обрядами, обогатили словарный запас, адаптировались к языковой среде, повысили интерес к изучению казахского языка, получили много познавательной информации из многочисленных различных материалов. Спикер провела национальную игру «Сақина салмақ», где в ходе игры члены клуба подтвердили полученные знания. Свои впечатления, пожелания и благодарности записали в макете «Алақан». Занятие в креативном формате не оставило никого равнодушным.

4 июня в Республике Казахстан – День Государственной символики. По этому случаю спикер А.Сундетбаева организовала познавательный конкурс в формате урока на тему «Мои символы – моя гордость» в городской библиотеке имени А.С. Пушкина. Участники разделились на две группы и в соревновательной форме выполняли различные задания. Исполнили хором патриотическую песню « Көк тудың желбiргенi» и выразили своё уважение к государственным символам.

В тёплый июньский день спикеры Ж.Жарасбаева и А.Ташмаганбетова провели занятие в сквере у здания Дома профсоюзов. Для повторения предыдущих тем участникам была предложена лингвистическая настольная игра «Шаңырақ». В ходе игры «Играя, учим казахский язык» слушатели заметили, насколько хорошо они усвоили тематическую лексику. Разделившись на группы, соревновались между собой и делились своими знаниями. Настолько была захватывающей и интересной игра, что участники с нескрываемой радостью и энтузиазмом в ней участвовали. Создавали взаимное интервью, практиковали беглую речь и благодарили друг друга за поддержку, знакомство и отличное время, проведённое в клубе. 

По окончании первого сезона клуба «Сөйле Тайм» руководитель центра «Тiлдарын» Ж.Ербатырова вручила участникам клуба благодарственные грамоты и пожелала успехов в изучении государственного казахского языка. Второй сезон клуба начался в октябре и закончился в декабре. 

«Тiлi мәңгi жасаған халықтың өзiде өлмейдi». Клуб свободного разговорного казахского языка «Сөйле Тайм» стал для меня благословением. Благодаря клубу я стала постоянным зрителем и ценителем областного казахского драматического театра имени И.Омарова и оркестра казахских народных инструментов имени Н.Молдахметова областной филармонии.

Ибагуль БАРСАКБАЕВА,
участник клуба «Сөйле Тайм», г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.