Идея о классном руководителе как друге и помощнике в развитии формировании личности ребёнка приобретает всё большую актуальность в контексте современных образовательных реалий.
Современный ученик живёт в быстро меняющемся мире, где информационные потоки огромны, а требования к адаптации высоки. В таких условиях роль классного руководителя становится особенно значимой. Он должен не только передавать знания, но и помогать ребёнку адаптироваться в социуме, решать возникающие проблемы, развивать свои способности.
Идея о классном руководителе как друге и помощнике имеет глубокие корни в педагогической науке. Исследования в области детской психологии и педагогики подтверждают, что тёплые, доверительные отношения между учителем и учеником положительно влияют на учебную мотивацию, самооценку и социальную адаптацию ребенка.
Теория привязанности. Исследования британского психоаналитика Джона Боулби показали, что формирование безопасной привязанности к значимым взрослым в детстве является основой для успешной социализации.
Концепция личностно ориентированного обучения подчёркивает важность создания условий для саморазвития личности каждого ученика, а классный руководитель в этом процессе играет ключевую роль.
Позитивная психология акцентирует внимание на сильных сторонах личности, что позволяет создать благоприятный психологический климат в классе и повысить самооценку учащихся.
Идея о классном руководителе как друге и помощнике не нова, однако её трактовка и реализация в современной школе имеют свои особенности. Включаются новые элементы.
Использование современных технологий. Социальные сети, мессенджеры, онлайн-платформы позволяют поддерживать постоянную связь с учениками и родителями, организовывать совместные проекты и мероприятия. Мы с учениками класса ведём страницу в Instagram, которая помогает нам сохранить интересные фото и видео наших мероприятий, классных часов, подготовки к праздникам и т.д.
Индивидуальный подход. Каждый ученик уникален, поэтому классный руководитель должен уметь находить индивидуальный подход к ребёнку, учитывая его особенности и потребности.
Совместная работа с родителями. Создание партнёрских отношений с родителями, совместное решение проблем, связанных с воспитанием и обучением детей. Родительская общественность является главным союзником школы, и создание доверительных, открытых и творческих взаимоотношений на пользу всем. Для поддержания таких взаимоотношений в своём классе создаю нестандартные сценарии родительских собраний, стараюсь приглашать родителей для помощи в крупных проектах класса, на что всегда получаю положительный ответ. Так, например, в прошлом учебном году для детской пришкольной площадки родители своими руками из подручных средств смастерили гусеницу для игр дошкольников и младших школьников, которая стала отличным украшением детской площадки.
Фокус на развитии социальных и эмоциональных навыков. Помимо учебных достижений важно развивать у детей умение общаться, сотрудничать, решать конфликты, управлять своими эмоциями. Для достижения данных целей мне в работе помогают квесты, викторины, мини-видео с участием детей. Так, к примеру, в выпускном классе перед итоговой аттестацией и ЕНТ применила следующий приём, который показал положительную реакцию как родителей, так и детей. Перед важным этапом в жизни детей я попросила родителей написать письмо поддержки своим детям. Каждый родитель написал письмо от руки, сложил в конверт и подписал ласковым именем, как он называет своего ребёнка. При вручении писем вслух зачитывался адресат, дети сразу угадали, что письма от родителей. В момент прочтения писем ребята эмоционально разгрузились, сняли ощущение стресса, получили порцию уверенности и поддержки своих родителей. После был записан видеоотзыв от детей для родителей, в котором дети признались в любви своим мама и папам, выразили им свою благодарность.
Идея о классном руководителе как друге и помощнике имеет высокий потенциал для практического применения. Вот некоторые примеры ее реализации.
Создание атмосферы доверия и безопасности в классе. Организация классных часов, направленных на сплочение коллектива, создание комфортной психологической атмосферы. Для реализации данного направления использую различные анкеты, викторины, нестандартные формы работы с детьми.
Индивидуальные консультации. Регулярные беседы с учениками, позволяющие выявить их проблемы и оказать необходимую поддержку. Ежедневно общаюсь с учениками своего класса иногда в непринуждённой обстановке, что позволяет получить больше информации о взаимоотношениях в классе и эмоциональном состоянии детей.
Совместные проекты. Организация творческих, исследовательских и социальных проектов, способствующих развитию у учащихся инициативы, ответственности и сотрудничества. Вместе ходим в походы, участвуем в школьных мероприятиях и т.д.
Использование современных технологий. Создание классных чатов, блогов, где ученики могут общаться друг с другом и с классным руководителем.
Преимущества такого подхода – повышение у детей мотивации к учёбе; развитие социальных и эмоциональных навыков; улучшение психологического климата в классе; укрепление отношений между учителем, учениками и родителями.
Идея о классном руководителе как друге и помощнике является актуальной и перспективной. Её реализация требует от учителя высокой профессиональной компетентности, личностных качеств и готовности к постоянному саморазвитию. А результаты такой работы не заставят себя ждать: дети, окружённые заботой и вниманием, чувствуют себя увереннее, достигают лучших результатов в учёбе и становятся успешными людьми. Мой опыт показывает, что создание атмосферы доверия и поддержки в классе позволяет достичь впечатляющих результатов. Креативные проекты, совместные мероприятия, индивидуальный подход к каждому ученику – всё это способствует не только успешной учёбе, но и всестороннему развитию ребят. Высокая явка родителей на собрания и их активное участие в жизни класса свидетельствуют о том, что мы создали единое образовательное пространство, где школа и семья работают в тесном сотрудничестве. За шесть лет работы классным руководителем я убедилась, что инвестиции в отношения с учениками и родителями окупаются сторицей. Высокие результаты выпускных экзаменов, активная гражданская позиция выпускников, их успешная адаптация в вузе – всё это говорит о том, что мы заложили прочный фундамент для их будущего. А креативные подарки, которые хранятся в семьях годами, – это ещё одно подтверждение того, что наша работа оставляет глубокий след в сердцах детей и их родителей.
Гаухар ЛАТЫПОВА,
социальный педагог и классный руководитель Тимирязевской ОШ,
Сарыкольский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.