Я люблю игру «Что? Где? Когда?». Когда в Лисаковске организовали эту игру, с удовольствием принимала участие в составлении вопросов для школьных команд. Была в составе первой команды учителей города, игравшей против учеников. Это было здорово! И тогда у меня появилась мечта – провести игру со своими учениками.
И вот моя мечта сбылась! В школе имени Абая в программу декады предметов общественно-гуманитарного цикла я включила игру «Что? Где? Когда?». Ученики 6 «Б» класса стали первыми участниками нашей школьной игры. Учителя прислали вопросы, мы с ребятами сформировали команду. Выбрали двух помощников: Саруар Сапар отвечал за музыку, а Сымбат Келесбаева крутила волчок, приносила мне конверты, выносила необходимый реквизит. В ходе игры интересы школьников защищала вожатая Багжан Курметбек, а интересы педагогов – психолог Эльмира Курманбек. Моей соведущей и мобилографом была наша выпускница, будущий учитель казахского языка и литературы, а ныне практикантка Айгерим Жумабаева.
Сборная команда педагогов в составе учителей начальных классов Галины Мауленовой и Гульнар Кубеновой, учителя биологии и естествознания Индиры Мулдакиевой, учителя истории Данагул Жансугир, учителя казахского языка Дарии Жуматовой, учителя музыки Акжамал Башеевой, учителя математики Тыныбека Курманбека бросила вызов шестиклассникам. Школьники Нурсултан Мади, Данагүл Кали, Данияр Нурмаханов, Айша Оргазалиева, Руслан Мырзалиев во главе с капитаном Гулим Абишевой приняли вызов.
Игроки узнали о том, что их ждут 13 вопросов, в том числе «Чёрный ящик», сектора «Блиц» и «Суперблиц». 13 сектор был представлен вопросом из книги «Пацаны умеют дружить» костанайской писательницы, педагога Александры Сусловой. Прозвучал гонг. Сымбат завела волчок, и прозвучал первый вопрос от учителя математики Тыныбека Алмасулы из древней книги математиков, на который ребята не смогли ответить. Счет стал 1:0 в пользу педагогов. Не поддался ребятам и второй вопрос на внимание. Но смогли ответить на следующий вопрос, и счёт стал 2:1. Смогли ребята узнать и что находится в чёрном ящике. Но следующий вопрос, который оказался довольно сложным, вывел команду учителей вперёд. Не покорился ребятам и суперблиц. Зато следующий вопрос о двух стаканах, наполненных одинаковым количеством воды, с которыми совершались определённые действия, принёс команде третий балл. Учитель истории предоставила команде фотографию с изображением изделия и сросила: почему кочевники изготавливали торсық, посуду для хранения кумыса, именно с фигурно загнутыми краями. Ответ ребят оказался неверным. Счёт стал 5:3. Не смогли ребята ответить и на вопрос учителя музыки об авторе песни «Қамажай». Игра закончилась со счетом 6:3 в пользу учителей.
Диплом «Лучший вопрос игры» получил учитель математики Тыныбек Алмасулы. Самым активным участником игры была капитан команды Гулим. Первая игра закончилась, и ребятам она понравилась, что они отметили в конце мероприятия. Военрук школы Кайрат Какимжанов, который помог с организацией и наблюдал за игрой, пожелал ребятам быть сосредоточенными и не бояться высказывать свои идеи. Он надеется, что в следующей игре победа будет за ними.
Мне игра тоже понравилась. У меня есть желание открыть клуб любителей «Что? Где? Когда?» и проводить игры для начала раз в четверть, а там будет видно. Благодарю педагогов, которые предложили вопросы для игры, своих помощников и учеников 6 «Б» класса за участие.
Мария БАЯХМЕТОВА,
библиотекарь ОШ имени Абая, г. Лисаковск
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.