Традиции и новаторство «Десяточки»

Выпуск - №40(637)   :   09.10.2024
142

К сожалению, нередко, говоря об инновационном пути развития образования, отбрасывают традиции. Но по своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, а обучение и воспитательная работа в школе призваны обеспечить их гармоничное взаимодействие.
Здесь главное соблюсти золотую середину. Ведь, если мы применяем только новаторство, – разрушаем фундамент, если следуем только традициям, – порождаем отсталость. В постоянном потоке памятных дат, распоряжений, месячников, республиканских акций, новых концепций воспитания школьные мероприятия носят формальный характер. Стирается понимание значимости мероприятия, оно не закрепляется в сознании ребёнка. Соответственно, непродуктивно.
А вот традиционные мероприятия – есть постепенная подготовка сознания школьника. Наши младшие школьники из года в год наблюдают за подготовкой мероприятий старшеклассников, и уже представляют себя на их месте, когда подрастут. Такими мероприятиями, известными на весь город, так или иначе, формируем свой личный почерк, или по-новому бренд школы. Мы – инновационная школа, но наши успехи, в первую очередь, связаны с преемственностью поколений и сохранением самых полюбившихся традиций. Ежегодно делаем упор на двух самых запоминающихся, традиционных мероприятиях «Десяточки» с применением новаторских элементов.

Литературный бал

3

2


11 лет назад в школе был проведён первый литературно-исторический бал. Описывать бал это то же, что пытаться рассказать о красоте океанского прибоя. Его нужно видеть воочию. Сама атмосфера бала представляет грандиозное по красоте и содержанию зрелище. А главное, синтезирует многие направления воспитательной работы в один механизм, воспитывает и обучает.

4


Реализуется проект «Читающая школа» в действии: мало прочитать произведение, нужно знать максимум о нюансах эпохи, быть интеллектуально подкованным для участия в литературном бадминтоне. Это полноценное театрализованное представление, где у класса есть режиссёр, сценарист, костюмер, актёрский состав, хореограф, креативное мышление и импровизация.
Широка и целевая аудитория участников – 9, 10, 11 классы. Значит, возможностей поучаствовать в бале целых три. Бал объединяет всех участников процесса – детей, учителей, родителей.
Учителя с учениками открывают каждый бал новым танцем, а перевоплощается согласно теме даже жюри. Наконец, это организация ученического самоуправления и сплочённого коллектива как окончательный результат: есть генераторы идей, лидеры, исполнители, массовка. Все на своём месте.
В чём новаторство? В расширении горизонтов. Каждый раз – новая тема и новая эпоха: серебряный век, золотой век, советские времена, исторические союзы, трагедия, комедия, сказка, мистика и волшебство, приключения. Мы практикуем сотрудничество с другими школами, танцевальными коллективами, поэтами. Нам оказывают содействие спонсоры и меценаты города и школы. Помощь в их поиске оказывает попечительский совет.

Кубок гимназиста

3


Традиция проводить интеллектуально-творческие поединки в гимназических классах появилась сравнительно недавно. Два масштабных стандартных этапа: интеллектуальный и творческий.
Где новизна? Задания на станциях уникальные и не повторяющиеся. Каждая станция – всегда разная интеграция учебных предметов: биология и английский, география и музыка, казахский язык и хореография, физика и литература, математика и история.
Танцевальный «стартинейджер» – тоже не простая дискотека, а массовое действо определённой направленности: профориентационной – «Биржа труда», культурологической – «Седьмой континент», межэтнической – «Дружба народов». Члены жюри – компетентные свои и приглашённые специалисты, зачастую они же являются спонсорами: профсоюзный комитет школы, отдела образования, шефы АО «ССГПО», различные организации малого бизнеса (танцевальные инструкторы, батутный парк, мастера индустрии красоты, частные фотографы, пиццерии, компьютерные салоны). Церемония посвящения выпускниками школы юных восьмиклассников в гимназисты всегда разная. А главный хранитель наших традиций – своё школьное ТВ «Говорит и показывает «Десяточка», чьи выпуски новостей смотрит целый город.
Вот так, в союзе всех участников учебно-воспитательного процесса нашей «Десяточки», новые мероприятия нередко превращаются в славные традиции. Главное – строить будущее, не забывая об опыте прошлого. С душой и желанием. А главное – никакого формализма!

Ирина ЛЕВЧЕНКО,
замдиректора по ВР ШГ №10, г. Рудный

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».