Педагогическая профессия, пожалуй, как никакая другая, за исключением разве что врачей, богата на трудовые династии. Вроде бы и сложная она, и времени отнимает много, и ответственность огромная… А тянутся в учителя поколения за поколениями следом за родителями, сёстрами, дедушками. Есть в этом какой-то секрет. Попытаемся его разгадать вместе с семейными парами педагогов, которых, как выяснилось, немало в костанайской школе №17.
Учитель казахского языка и литературы Айгуль Данкенова уже отметила юбилей своей работы в ОШ №17: нынешний учебный год для неё 25-й по счёту. Многие педагоги пришли в эту профессию, следуя детской мечте. У Айгуль Хамзатовны мечта былая другая: она хотела выйти на сцену. Поступала на актёрский факультет академии искусств им. Жургенова в Алматы, но, как говорит, видимо в то время ещё не созрела, через два месяца потянуло домой. Айгуль было тогда всего 15 лет, она раньше своих сверстников начала учиться в школе, будучи очень развитой девочкой. А в родном Костанае удалось поступить на факультет казахской филологии. И так определилась её педагогическая судьба. Даже когда Айгуль Данкенову приглашали работать на телевидение (некоторое время была ведущей 31 канала), она не смогла бросить школу, которая стала для неё родной. А ещё один судьбоносный момент случился в 2018 году, когда в эту школу пришёл работать учителем информатики Абай Сыздыков.
- Мы два года сидели рядом на планёрках, на совещаниях, а потом решили пожениться, – улыбаясь, рассказывает Абай Кенжетаевич. – А секрет семейного счастья, наверное, в том, что мы успеваем соскучиться. Потому что в силу занятости в школе мы почти не видим друг друга ни на работе, ни дома, только на какое-то короткое время. Зато все выходные, все отпускные дни мы проводим вместе.
- У меня очень терпеливый и понимающий супруг, – добавляет Айгуль Хамзатовна. – Мы всегда можем договориться, семейные обязанности делим поровну. Да и дети поддерживают, не было такого, чтобы жаловались на недостаток внимания, хотя, конечно, быть детьми педагогов непросто.
У Абая Кенжетаевича мама была учителем русского языка и литературы, и он ещё школьником помогал ей проверять многочисленные тетрадки учеников. Педагогом был и его дедушка. Так что учительская стезя достойно продолжилась в третьем поколении. А творческие способности Айгуль Хамзатовны нашли своё применение в школьных мероприятиях, где она поёт и танцует, придумывает необычные уроки и внеклассные проекты. Например, в рамках недели казахского языка в старших классах с большим успехом прошёл «Music Fest», на котором все пели популярные песни на казахском языке.
Лейла и Талгат Тургановы встретились тоже в ОШ №17. Семь лет назад они оба, молодые дипломированные специалисты, пришли работать в эту школу. И практически сразу приглянулись друг другу. Очень скоро в школе появилась новая семейная пара. Лейла Амангельдыевна – учитель начальных классов. На педагогику её вдохновил пример и мамы – учительницы, и тёти – воспитателя. Окончив 9 классов, Лейла поступила в Костанайский педагогический колледж, а по его окончании начала работу в школе. На вопрос, не было ли сожалений о сделанном выборе, Лейла Амангельдыевна отвечает, что даже загруженность отчётностью, которая часто отпугивает молодых учителей, не стала для неё поводом для разочарования в профессии. Все сложности перекрываются позитивными моментами, которые каждый день дарит работа с детьми.
- Я стараюсь, чтобы у каждого ребёнка была возможность раскрыться, развиться в том направлении, к которому есть способности, – говорит Лейла Турганова. – Самое сложное – мотивировать детей на учёбу. Даже спустя всего семь лет очень заметна разница между учениками из моего первого набора и нынешними. Сейчас у детей жизнь просто перенасыщена разной информацией, впечатлениями, развлечениями, и для того, чтобы их увлечь школьными занятиями, нужно серьёзно постараться. Поэтому мне на каждый урок нужно что-то придумывать, рассказывать, показывать… Например, на уроках русского языка мы рисуем комиксы, на уроках естествознания делаем творческие проекты, на уроках математики проводим конкурсы. Очень хорошо, что в школьную жизнь активно включаются родители моих учеников. Хоть у меня 33 семьи, но со всеми мы поддерживаем связь, родители отзываются на мои предложения, замечания, рекомендации, обращаются за консультацией, да сами нередко проявляют инициативу, особенно во внеклассной работе. У нас всегда получаются яркие, шумные, весёлые мероприятия. Думаю, что моим ребятам 3 «А» класса учиться действительно интересно.
Увлечённый своим делом педагог – это здорово! Но как это отражается на семье? Талгат Турганов, работающий в этой же школе инженером по программному обеспечению, говорит, что и дома всё крутится вокруг профессиональных забот. Но поскольку он сам изнутри знает школьную жизнь, жену понимает и поддерживает. А в школе Талгат Сарсенбаевич отвечает за исправность всей цифровой техники, без которой сейчас невозможен ни один урок, ни один научный проект, ни одно мероприятие. К тому же школа ожидает поступление новых интерактивных панелей, родители учеников просят перейти на электронные учебники. Так что работы у Талгата Сарсенбаевича прибавится. Но это не беда. Взаимопонимание и общие интересы – отличный фундамент для крепкой семьи.
Для Асем и Асель Микибаевых профессия учителя тоже стала семейной. Они сёстры, да ещё и близнецы, неразлучные с рождения. Вот и профессию учителя выбрали вместе. Тем более, есть с кого брать пример: учителями были бабушка, мамина сестра.
- Наша тётя работала в той же школе, где мы учились, и нам всегда хотелось быть на неё похожими, – рассказывает Асем Каирбековна. – В детстве нашим любимым занятием было играть в школу: во дворе была доска, мел, где мы писали друг для друга задачи. Так же и во время учёбы всегда друг другу объясняли уроки, как это делали бы учителя. Поэтому другой профессии для себя просто не представляли.
Асем Каирбековна уже пятый год заместитель директора по научно-методической работе. Такой серьёзный пост доверен молодому педагогу недаром: она всегда готова к новому, осваивать передовые методы и делиться этими знаниями с коллегами.
- Мы обе любим не только учить, но и учиться. Нас всегда спрашивают: не подменяли ли вы друг друга на экзаменах, на занятиях, близнецы ведь, не отличить. Но нет, каждая из нас всегда честно выполняла свои задания, – говорит Асем Микибаева. – Мы окончили педколледж, получив специальность учителя начальных классов, потом вуз, став учителем казахского языка и литературы. Теперь думаем о магистратуре. Вместе интереснее заниматься, развиваться в своей деятельности, а для учителя это просто необходимо.
Асем и Асель признаются, что не представляют, как можно обойтись друг без друга. Ведь это так здорово, когда рядом человек, который всё понимает, во всём поддерживает, с которым и стремления, интересы общие, и профессия – одна на двоих.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.