День учителя – семейный праздник

Выпуск - №39(636)   :   02.10.2024
342

image

Педагогическая профессия, пожалуй, как никакая другая, за исключением разве что врачей, богата на трудовые династии. Вроде бы и сложная она, и времени отнимает много, и ответственность огромная… А тянутся в учителя поколения за поколениями следом за родителями, сёстрами, дедушками. Есть в этом какой-то секрет. Попытаемся его разгадать вместе с семейными парами педагогов, которых, как выяснилось, немало в костанайской школе №17.

Учитель казахского языка и литературы Айгуль Данкенова уже отметила юбилей своей работы в ОШ №17: нынешний учебный год для неё 25-й по счёту. Многие педагоги пришли в эту профессию, следуя детской мечте. У Айгуль Хамзатовны мечта былая другая: она хотела выйти на сцену. Поступала на актёрский факультет академии искусств им. Жургенова в Алматы, но, как говорит, видимо в то время ещё не созрела, через два месяца потянуло домой. Айгуль было тогда всего 15 лет, она раньше своих сверстников начала учиться в школе, будучи очень развитой девочкой. А в родном Костанае удалось поступить на факультет казахской филологии. И так определилась её педагогическая судьба. Даже когда Айгуль Данкенову приглашали работать на телевидение (некоторое время была ведущей 31 канала), она не смогла бросить школу, которая стала для неё родной. А ещё один судьбоносный момент случился в 2018 году, когда в эту школу пришёл работать учителем информатики Абай Сыздыков.

- Мы два года сидели рядом на планёрках, на совещаниях, а потом решили пожениться, – улыбаясь, рассказывает Абай Кенжетаевич. – А секрет семейного счастья, наверное, в том, что мы успеваем соскучиться. Потому что в силу занятости в школе мы почти не видим друг друга ни на работе, ни дома, только на какое-то короткое время. Зато все выходные, все отпускные дни мы проводим вместе.

- У меня очень терпеливый и понимающий супруг, – добавляет Айгуль Хамзатовна. – Мы всегда можем договориться, семейные обязанности делим поровну. Да и дети поддерживают, не было такого, чтобы жаловались на недостаток внимания, хотя, конечно, быть детьми педагогов непросто.

У Абая Кенжетаевича мама была учителем русского языка и литературы, и он ещё школьником помогал ей проверять многочисленные тетрадки учеников. Педагогом был и его дедушка. Так что учительская стезя достойно продолжилась в третьем поколении. А творческие способности Айгуль Хамзатовны нашли своё применение в школьных мероприятиях, где она поёт и танцует, придумывает необычные уроки и внеклассные проекты. Например, в рамках недели казахского языка в старших классах с большим успехом прошёл «Music Fest», на котором все пели популярные песни на казахском языке.

Лейла и Талгат Тургановы встретились тоже в ОШ №17. Семь лет назад они оба, молодые дипломированные специалисты, пришли работать в эту школу. И практически сразу приглянулись друг другу. Очень скоро в школе появилась новая семейная пара. Лейла Амангельдыевна – учитель начальных классов. На педагогику её вдохновил пример и мамы – учительницы, и тёти – воспитателя. Окончив 9 классов, Лейла поступила в Костанайский педагогический колледж, а по его окончании начала работу в школе. На вопрос, не было ли сожалений о сделанном выборе, Лейла Амангельдыевна отвечает, что даже загруженность отчётностью, которая часто отпугивает молодых учителей, не стала для неё поводом для разочарования в профессии. Все сложности перекрываются позитивными моментами, которые каждый день дарит работа с детьми.

- Я стараюсь, чтобы у каждого ребёнка была возможность раскрыться, развиться в том направлении, к которому есть способности, – говорит Лейла Турганова. – Самое сложное – мотивировать детей на учёбу. Даже спустя всего семь лет очень заметна разница между учениками из моего первого набора и нынешними. Сейчас у детей жизнь просто перенасыщена разной информацией, впечатлениями, развлечениями, и для того, чтобы их увлечь школьными занятиями, нужно серьёзно постараться. Поэтому мне на каждый урок нужно что-то придумывать, рассказывать, показывать… Например, на уроках русского языка мы рисуем комиксы, на уроках естествознания делаем творческие проекты, на уроках математики проводим конкурсы. Очень хорошо, что в школьную жизнь активно включаются родители моих учеников. Хоть у меня 33 семьи, но со всеми мы поддерживаем связь, родители отзываются на мои предложения, замечания, рекомендации, обращаются за консультацией, да сами нередко проявляют инициативу, особенно во внеклассной работе. У нас всегда получаются яркие, шумные, весёлые мероприятия. Думаю, что моим ребятам 3 «А» класса учиться действительно интересно.

Увлечённый своим делом педагог – это здорово! Но как это отражается на семье? Талгат Турганов, работающий в этой же школе инженером по программному обеспечению, говорит, что и дома всё крутится вокруг профессиональных забот. Но поскольку он сам изнутри знает школьную жизнь, жену понимает и поддерживает. А в школе Талгат Сарсенбаевич отвечает за исправность всей цифровой техники, без которой сейчас невозможен ни один урок, ни один научный проект, ни одно мероприятие. К тому же школа ожидает поступление новых интерактивных панелей, родители учеников просят перейти на электронные учебники. Так что работы у Талгата Сарсенбаевича прибавится. Но это не беда. Взаимопонимание и общие интересы – отличный фундамент для крепкой семьи.

Для Асем и Асель Микибаевых профессия учителя тоже стала семейной. Они сёстры, да ещё и близнецы, неразлучные с рождения. Вот и профессию учителя выбрали вместе. Тем более, есть с кого брать пример: учителями были бабушка, мамина сестра.

- Наша тётя работала в той же школе, где мы учились, и нам всегда хотелось быть на неё похожими, – рассказывает Асем Каирбековна. – В детстве нашим любимым занятием было играть в школу: во дворе была доска, мел, где мы писали друг для друга задачи. Так же и во время учёбы всегда друг другу объясняли уроки, как это делали бы учителя. Поэтому другой профессии для себя просто не представляли.

Асем Каирбековна уже пятый год заместитель директора по научно-методической работе. Такой серьёзный пост доверен молодому педагогу недаром: она всегда готова к новому, осваивать передовые методы и делиться этими знаниями с коллегами.

- Мы обе любим не только учить, но и учиться. Нас всегда спрашивают: не подменяли ли вы друг друга на экзаменах, на занятиях, близнецы ведь, не отличить. Но нет, каждая из нас всегда честно выполняла свои задания, – говорит Асем Микибаева. – Мы окончили педколледж, получив специальность учителя начальных классов, потом вуз, став учителем казахского языка и литературы. Теперь думаем о магистратуре. Вместе интереснее заниматься, развиваться в своей деятельности, а для учителя это просто необходимо.  

Асем и Асель признаются, что не представляют, как можно обойтись друг без друга. Ведь это так здорово, когда рядом человек, который всё понимает, во всём поддерживает, с которым и стремления, интересы общие, и профессия – одна на двоих.


Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4