22 января исполнилось 90 лет со дня рождения Василия Амельяновича Шалабаева (он предпочитал себя называть Емельянович), удивительного педагога, талантливого поэта, философа, человека с энциклопедическими знаниями, поистине исторической личности.
В.Е. Шалабаев с участниками конференции в Ленинграде
В Костанайском мемориальном музее И.Алтынсарина состоялось мероприятие, на котором его участники познакомились с выставкой о жизни и деятельности Василия Шалабаева, встретились почитатели его таланта, друзья, родственники, продолжатели его идей. Раушан Байсарина вручила руководителю музея Маргулану Омарову благодарственное письмо от Городского совета ветеранов. Символично, что первое мероприятие по случаю дня рождения Василия Емельяновича состоялось в музее, в открытии которого он участвовал: вместе с поэтессой Мариям Хакимжановой разрезали символическую ленту.
Василий Емельянович был наследником идей Алтынсарина, исследователем его жизни и деятельности, посетил все регионы, в которых великий педагог открывал образовательные учреждения, выступил инициатором переименования Убаганского района в Алтынсаринский. И, как и следовало ожидать, инициатором празднования 90-летия со дня рождения Василия Шалабаева стал Алтынсаринский район: специалисты его архива, руководитель Оразбек Абенов, общественность района предложили внести Василия Емельяновича в список исторических личностей Казахстана.
Исследованием наследия Шалабаева занимаются преподаватели Костанайского высшего педагогического колледжа. Кандидат педагогических наук, доктор РhD Турсын Кунекова приехала из Астаны на круглый стол. В своё время она проводила в колледже встречу студентов с Василием Емельяновичем. В разные годы в колледже были проведены педагогические чтения «От традиций к новациям», «Духовность и вдохновение в педагогической деятельности», научно-практическая конференция «Роль саморазвития личности педагога», посвящённые памяти Шалабаева. Здесь постоянно проводятся кураторские часы, конкурсы чтения стихотворений Василия Шалабаева, шахматные турниры, соревнования по волейболу в честь уникального педагога. Директор КВПК Галия Уразамбетова не только организатор мероприятий, но и активный участник, считает, что студентам важно знать, как жил и работал продолжатель учения нашего земляка Ибрая Алтынсарина, пример для нового поколения педагогов. Сейчас преподавателями колледжа запущен челендж «Памяти педагога».
Все школы, которыми руководил Василий Шалабаев, – Комсомольская, Тагильская, Ленинградская (удостоенная звания «Школа образцового состояния»), Докучаевская школа-интернат, в которую Василий Емельянович был направлен для «спасения», стали для воспитанников родным домом, наполненным любовью к детям. И всё это заслуги директора. Все педагогические коллективы под началом истинного мастера педагогической профессии отличались вдохновением, творчеством.
В Тагильскую школу я была направлена после окончания физико-математического факультета КГПИ в 1963 году. Она оказалась источником, основанием моей успешной профессиональной деятельности, а её пополняли встречи с Василием Емельяновичем на протяжении всей его жизни, на которых мы обсуждали вечные проблемы совершенствования работы учебных заведений, соблюдения традиций при введении новаций. Он для меня наставник, коллега, друг, как и для многих успешных учителей, директоров школ, которые встретились с ним. Дружбу он ценил, но желал от неё многого. На огромной вазе, которую он подарил мне в один из дней рождения, написаны слова: «А если друг – привык дружить, чтоб духом в дружбе возвышаться. И как святыней дорожить: не тем, кем стать, а кем остаться».
Что обеспечивало успех его педагогической деятельности? Главные методы его работы – ориентация на ситуацию творчества, на ситуацию успеха. Сам он был непревзойдённый мастер педагогической деятельности, учитель-творец, но для него главное – ориентация на успех каждого педагога в условиях творчества, обязательное одобрение действий, пусть даже в малом. Лучшим примером были уроки директора школы – педагога высоко образованного, знавшего наизусть поэзию Маяковского, Есенина, Некрасова, прозу Толстого, стихи Абая Кунанбаева, которые он успешно переводил, истинного краеведа, знавшего историю своего края и всей страны. Василий Емельянович часто использовал игровой метод, поддерживал педагогов, которые использовали его, но главным считал гуманистический, любовь к детям определяла всю его педагогическую деятельность.
О.С. Абенов с участниками круглого стола
Приведу лишь один пример. Игры должны быть занимательными, соответствовать предмету, который ведёт педагог. Я решила провести игру «Найди метеорит» (тогда все искали тунгусский метеорит). Директор школы должен был моему классу зачитать телеграмму из Кустаная, в которой была просьба Областного геологического управления найти метеорит с указанием маршрута. Я бросила заранее камень в 15 км от центральной усадьбы совхоза. Василий Емельянович серьёзно озадачил мой класс, подчеркнул, что это важное задание должен выполнить именно 6 «Б» класс. «Метеорит» в воскресенье нашли, используя знания математики. Это событие ребята запомнили на всю жизнь и часто при встречах вспоминали. А главный приз – фотоальбом о природе – тогда достался Жаслану Кужалинову.
Такой был у нас директор школы – фантазёр, сам придумал множество различных праздников для радости учащихся и поддерживал учителей в творчестве. Кредо в педагогической профессии Василия Шалабаева выражено в его стихотворении «Учитель»: «И к мальчонке, завтра – гражданину золотые я ищу слова...»
Педагоги его школ стремились соответствовать Василию Емельяновичу. Работа под руководством талантливого директора определила и мою дальнейшую успешную судьбу в педагогической профессии. Василий Шалабаев был лидером международного движения «Педагоги за мир и взаимопонимание». Все области нашей республики были приглашены к участию в этом движении, но никто не отреагировал, кроме нашей области. Василий Емельянович, будучи уже депутатом Верховного совета РК, сказал, что нужно принимать участие и это важно. Делегации нашей области присутствовали на двух научно-практических конференциях этого движения в Москве и Ленинграде (1992, 1993 г.г.). В Ленинграде он участвовал в разработке рекомендаций конференции ЮНЕСКО «Итоги, перспективы образования в интересах международного взаимопонимания», которая состоялась в Женеве в 1994 году. Выступления Василия Шалабаева на конференциях привлекали внимание всех участников, их восхищала убеждённость оратора в необходимости большой работы по воспитанию миролюбивого поколения. Вокруг Василия Емельяновича собирались активные участники не только из Союзных республик, но и Европы, разговоры о насилии и ненасилии продолжались за полночь, всех поражала эрудиция педагога из Казахстана. Воспоминания об этих событиях – в его очерке «Гуманизм в понимании Толстого», в книге «Дорогами жизни». Очень своевременным было бы и сейчас движение «Педагоги за мир и взаимопонимание»…
Василий Емельянович был предельно честным в педагогической деятельности, общественной работе, в политике, хотел, чтобы учителя истории были справедливы в трактовании событий в эпоху распада Советского Союза. Он написал стихотворение «На уроке истории», перед началом которого сделал следующее вступление: «Идёт оголтелое «нашествие» на историю. Так называемые «белые пятна» замазываются исключительно чёрной краской».
Вот стоишь один за всё в ответе,
За крестьян, доносы, за войну.
Надо веры не стереть при этом
В странно-легендарную страну.
Заканчивается оно следующими строками:
И стою один на белом свете,
Всю взвалив за прошлое вину,
Да пытаюсь подпереть при этом
Дорогую всё-таки страну.
Во второй половине двадцатого столетия Василий Шалабаев был истинным последователем идей и деятельности нашего земляка Ибрая Алтынсарина, стремился к нравственному, духовному совершенствованию нового поколения, что подтверждает его творчество и деятельность на благо нашей страны. Имя его достойно списка исторических личностей Казахстана.
Светлана МАЧНЕВА,
ветеран труда, Почётный гражданин Костанайской области, Отличник народного просвещения КазССР, Отличник просвещения СССР
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.