Омар Шипин – поэт и гражданин

Выпуск - №32-33(629-630)   :   23.08.2024
362

image

Ещё будучи студенткой пединститута, я оказалась в Костанайском областном историко-краеведческом музее. Среди прочих экспонатов моё внимание привлёк чапан, на котором был приколот орден Ленина – высшая награда, присуждаемая за выдающиеся дела и подвиги перед народом. Это был чапан Омара Шипина.
У представителей других конфессий есть такое понятие, как «чудотворная икона». Немного фотографических изображений выдающегося акына-сарбаза дошли до наших дней. Самый известный снимок, где Омар Шипин смотрит в объектив. Это фото находится на стенде рядом с моим кабинетом. Глаза акына излучают свет и тепло.
У казахского народа настоящим акыном считается тот, кто заслужил всенародное признание. Это признание поэт заслужил ещё находясь в отрядах Амангельды, став идейным вдохновителем национально-освободительного движения, как некогда Махамбет Утемисов в отрядах Исатая Тайманова. По мнению русского поэта Валерия Брюсова, «поэт всегда с людьми , когда шумит гроза». Так и Омар Шипин жил чаяниями своего народа. Он был с ним в самые трудные исторические моменты.
В составе делегации в 1943 году ездил с подарками для бойцов на Ленинградский фронт. На память о встрече акын спел им героическую поэму «Майдан жолында». В этом они похожи с Джамбулом, который некогда адресовал ленинградцам поэму «Ленинградцы,  дети мои!», поднимая дух людей, утративших всякую надежду.
Творчество акына пронизано высокой гражданственностью. Любое событие, происходящее в стране, находило отражение в его стихах. Омар Шипин –акын, совершенствовавший свой талант в айтысах, даже вступил в айтыс с самим Джамбулом. Вышеупомянутый чапан был преподнесён «Гомером ХХ века» в знак признания таланта Омара.
Омар ата – учитель и последователь просветительских идей великого Ибрая Алтынсарина ,официально признанный властью как народный акын, человек, отмеченный высокими наградами, депутат Верховного Совета КазССР... Имея такой высокий статус, работал простым учителем.
Кто-то из великих сказал, что «скромность – удел великих». Жизнь акына – наглядный пример величия в скромности. Мы часто приводим в пример людей, живущих и живших от нас за тридевять земель, восхищаемся их деяниями. Не нужно ходить далеко – величие нужно найти и видеть на своей земле. Мы живём на земле, которая подарила нам Ибрая Алтынсарина, Мариям Хакимжанову, Ильяса Омарова, Омара Шипина, на которой жил и трудился Герой Советского Союза Сергей Георгиевич Амеличкин (тоже человек, отличавшийся великой скромностью). Эта земля, на которой совершались трудовые подвиги рядовыми людьми, чьи имена к нашему стыду мы порой не помним. Эта земля, чьи дети, защищая её, полегли на фронтах Великой Отечественной войны. Зачем нам пример заграничных «песталоцци» (порой не самый удачный), когда у нас есть свой, проверенный временем, слаженный опыт воспитания подрастающего поколения, переданный нам Константином Ушинским, Василием Сухомлинским, Ибраем Алтынсариным, Омаром Шипиным.
Жизнь Омара Шипина – пример беззаветного служения своему народу. Прах акына покоится в ауле Темирказык. Кто-то приходит за благословением, кто-то просто хотел бы прикоснутся к величию. Никогда не зарастает тропа к могиле поэта и просветителя. Потомки и достойные люди высоко чтут память и наследие акына. Ведь акыны и батыры в казахской степи – это любимцы народа, потому как именно они первыми вставали на защиту в критические моменты истории. Негасимый огонь таланта Омара Шипина как маяк освещает нам дорогу в будущее.

Карлыга МУРЗАЖАНОВА,
учитель казахского языка и литературы,
русского языка и литературы Докучаевской ОШ,
Алтынсаринский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.