Педагогическая поэма Светланы Мачневой

Выпуск - №24(471)   :   21.06.2021
234

«Как лететь с земли до звёзд, Как поймать лису за хвост, Как из камня сделать пар, – Знает доктор наш Гаспар». Эти строчки из песенки маленькой танцовщицы Суок, героини известной книги Юрия Олеши, приходят на ум, когда речь заходит о Светлане Григорьевне Мачневой. И даже если она не доктор Гаспар, и не так сильна в звёздах, лисах и камнях, то в области образования сложно найти вопросы, на которые она не сможет дать компетентного, профессионально верного ответа. 


Светлана Мачнева

На днях Светлана Григорьевна Мачнева, Отличник просвещения СССР, Отличник народного просвещения КазССР, обладатель знака «Ибрай Алтынсарин», почётный член Академии педагогических наук Республики Казахстан, ветеран педагогического труда, отмечает свой 80-летний юбилей. И эта красивая, солидная дата для неё не повод успокаиваться и «уходить на пенсию». Она по-прежнему в строю, по-прежнему её опыт востребован и так необходим для тех, кто осваивает новые участки педагогической отрасли, она – эксперт, способный дать глубокую оценку в любом вопросе образования. 
В предисловии к книге «Педагогика жизни», посвящённой Светлане Григорьевне и изданной в филиале АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» в 2016 году, можно прочитать: «О Светлане Григорьевне Мачневой – о творческом педагоге по призванию, директоре-новаторе, успешном руководителе-организаторе можно писать современную педагогическую поэму… Для нас, современников, коллег, Светлана Григорьевна – эталон служения развитию казахстанского образования, патриотизма, оптимизма». И это действительно так. Каждый шаг её в уже более полувековой деятельности связан с образованием Костанайской области. И если проследовать за Светланой Мачневой начиная с первых трудовых будней, то можно бесконечно восхищаться её преданностью работе, альтруизмом и всегда творческим, инновационным подходом ко всему, что должно сделать.
Можно сказать, что Светлана Григорьевна прошла все ступени по карьерной лестнице образования. Но все движения по ней были вызваны отнюдь не желанием карьерного роста, а глубокой ответственностью за порученный ей участок работы, любовью к своему делу и природным неравнодушием.
Свой профессиональный путь после окончания Костанайского пединститута Светлана Григорьевна начинала в Урицком районе. Тагильская средняя школа приобрела в её лице сначала учителя математики, затем завуча, оставившего добрый след в сердцах своих первых учеников, родителей и коллег, которые навсегда остались её единомышленниками и друзьями. 
Успехи увлечённого, творческого педагога Светланы Мачневой, её внимание к общешкольным делам, проблемам качественного обучения и воспитания детей не могли быть не замеченными. Потому следующий участок её работы – директорство новой Тимирязевской школой. Начиная практически с нуля, она смогла реализовать основные принципы полюбившейся ей «педагогики сотрудничества». За свой благородный труд на посту директора Тимирязевской школы Светлана Григорьевна получила первую высокую награду – орден «Знак почёта», а районное руководство выдвинуло её на пост заведующей районным отделом образования. 
С головой окунаясь в работу, новый заведующий районо при поддержке райкома партии смогла реализовать массу идей и планов в области образовании. Два года напряжённого труда: проверки и анализ учебно-воспитательного процесса школ, выявление недостатков и поиски путей для их исправления, решение кадровых вопросов и вопросов воспитания подрастающего поколения, повышение профессионального уровня учителей и качества обучения детей… А ещё оставаться женой и матерью в своей семье. 
Всё получалось у Светланы Григорьевны. Основы, с детства заложенные незыблемыми отцовскими «законами» Григория Порфирьевича Мачнева, преданного коммуниста и руководителя сельско-хозяйственной отрасли, всегда оставались для неё руководством к действию и дома и на работе: воспитать честность, трудолюбие, порядочность и целеустремлённость, знать и любить свой край, быть истинным патриотом своей земли. 
Эти качества пригодились ей и в должности секретаря Урицкого райкома партии, когда педагогической опыт стал основой для работы идеологической. Это почётное испытание она выдержала с честью и главное – оно стало основой для её дальнейшего карьерного роста.
Двадцать лет своей жизни Светлана Мачнева отдала Урицкому (Сарыкольскому) району. И часть души осталась там. Каждый участок работы становился смыслом жизни, рождал новые знания, обогащал опытом, способствовал осмыслению и движению вперёд. А впереди был отдел науки и учебных заведений областного комитета партии и должность начальника управления образования. 
Светлана Григорьевна, хорошо зная село и условия образования в сельскохозяйственных регионах, стала инициатором создания нового типа учреждений образования в сельской местности, основанного на слиянии яслей-сада с начальной школой. Передовой опыт организации школ-садов был высоко оценён министерством образования и стал широко внедряться в республике. Два года работы в обкоме партии расширили представления Светланы Григорьевны не только в области дошкольного и среднего образования, но и в области профессионального образования. Потому, став во главе управления образования Костанайской области, она чётко определила направления деятельности, способные улучшить систему образования региона. Обладая искусством видеть перспективу, предвосхищать позитивные результаты, она своевременно внедряла в области всё лучшее, новое: опытно-экспериментальные площадки, школы нового типа – лицеи, гимназии, колледжи, систематический профессиональный рост педагогов…
Личности учителя Светлана Григорьевна всегда придавала большое значение. Слова Антона Павловича Чехова: «Без труда не может быть чистой и радостной жизни» она считала своим кредо. А сама и сегодня любит повторять: «Учитель – профессия жертвенная». Как мудрый руководитель, Светлана Григорьевна инициировала целый ряд инноваций республиканского и союзного уровня в учреждениях образования Костанайской области, чтобы возвысить личность учителя, стимулировать его профессиональный рост и желание добиваться новых вершин. Она выдвинула идею проведения слётов творчески работающих учителей на базе лучших школ города и области, оказывала всемерную поддержку в обновлении практики повышения квалификации работников образования с приглашением знаменитых педагогов-новаторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Кишинёва, Донецка, Алматы, Караганды. Первой в республике инициировала открытие санатория-профилактория «Родник» для учителей. 
Особую любовь Светлана Григорьевна питала не только к педагогической практике, но и к педагогической науке. Всегда интересовалась новыми теориями, изучала профессиональную научную периодику, устанавливала плодотворные узы сотрудничества не только с местными вузами, но и с научными центрами, двигала к научному пониманию своего труда педагогов, чьи результаты были достойны научного обоснования. Сегодня многие доктора, кандидаты педагогических наук считают её «крёстной матерью» своих научных разработок. Считала необходимым обучить директоров школ научным основам управленческой деятельности. И решение этих задач не превращалось в дежурные мероприятия, а становилось праздниками педагогической науки с участием видных учёных и практиков. Научный подход к изучению народной педагогики и педагогического наследия Ибрая Алтынсарина стал основой для организации 150-летнего юбилея великого педагога, знаменательным событием всего региона. 
Светлана Григорьевна с большой командой профессионалов достойно вывела систему образования области на новый виток поступательного и успешного развития. Время «свершения революций» в педагогической деятельности Мачневой подходило ко времени «извлечения уроков и формулирования выводов».
Профессионализм Светланы Григорьевны, её активная жизненная позиция, творческий потенциал, огромный практический опыт, увлечённость наукой и способность трансляции своих знаний были привлекательны для многих педагогических организаций. 13 лет она посвятила Костанайскому педагогическому колледжу. С присущим ей энтузиазмом, оптимизмом и творческим вдохновением она двигала коллектив колледжа по пути научно-исследовательской деятельности и достижения качества подготовки будущих учителей, преданных избранной профессии. 
И снова, как всегда «с головой», окунулась Светлана Григорьевна в новую, интересную работу в Костанайском филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Здесь она, действительно была учителем учителей, опытным наставником молодых коллег, за советом к которой обращались практически все. Работая в отделе по связям с общественностью и издательской деятельности, Светлана Григорьевна выстроила деловые взаимоотношения с редакциями областного телевидения, с редакционными советами научно-педагогических журналов Казахстана и России, республиканскими и областными газетами, в которых публиковались статьи преподавателей, специалистов филиала. Здесь, в «Өрлеу» она просто лихо освоила новые информационные технологии, активно занимаясь наукой, писала статьи по проблемам духовно-нравственного воспитания молодёжи, воспитания казахстанской толерантности и этнокультурной компетентности школьников, активно участвовала в областных, республиканских и международных конференциях по различным вопросам образования. Занимаясь редакторством научного журнала «Вестник Өрлеу-kst» (позже переименованного в «Педагогическая наука и практика») она научила огромное количество педагогов, авторов журнала владеть исследовательской культурой: правильно вести и оформлять свои научные исследования, владеть научным стилем речи, работать с литературой. Именно она подняла журнал на высокий уровень, сделав его рейтинговым в международном информационном пространстве, получившим первый среди не только костанайских научных журналов, но и республиканских педагогических, импакт-фактор РИНЦ 0,007 на платформе научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Продолжая высоко ценить личность учителя, она инициировала и способствовала изданию сборников статей о замечательных педагогах, организаторах системы образования, истинных патриотах К.Ж. Жаркенове, Д.И. Суймекове, А.В. Саламахине, К.М. Сенчеве, М.М. Мухитдинове, К.Ж. Рсалине, Р.А. Байсариной.
Уникальная работоспособность Светланы Григорьевны не перестаёт восхищать, а потому педагогическая поэма Мачневой продолжается и сегодня… Костанайскому политехническому колледжу, получившему в 2017 году статус высшего, опыт Светланы Григорьевны в организации научно-исследовательской активности педагогов оказался крайне необходим. Как всегда с энтузиазмом и невероятной настойчивостью взялась она за дело. Результат – значительный рост показателя научно-исследовательской активности педагогов колледжа, боле 65 публикаций в различных изданиях за первое полугодие 2020-21 учебного года. И во многом это заслуга методиста Светланы Мачневой, ведущей системную работу с преподавателями по вопросу написания научных статей и выступлений. 
Снова, как и 50 лет назад, «во-первых, работа, во-вторых, работа, в-третьих, тоже работа». А в мыслях ещё большое желание написать книгу о семейном клане Мачневых. И, конечно же, она будет написана! Талант Светланы Григорьевны, так ярко проявившийся в педагогической деятельности, ещё непременно послужит «семейному предприятию». 

Марионелла СЛЕСАРЬ, 
директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»,
кандидат педагогических наук

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".