Портрет моего учителя

Выпуск - №14(410)   :   03.04.2020
304

«Успешные женщины Лисаковска». Такая городская выставка фотографий была размещена в весенние праздники. Среди них фотография моей учительницы, коллеги, друга Лидии Дмитриевны Шаханской.

Наши судьбы тесно переплетены. С седьмого класса до выпускного она преподавала моему классу географию, дочь Лидии Дмитриевны была моей одноклассницей. А потом 11 лет вместе работали в школе как коллеги, я была вожатой её сына, а Лидия Дмитриевна – лучшим классным руководителем пионерского отряда. Довелось мне учить и её внуков в СШ №5. А более тесно стали общаться после того, как Лидия Дмитриевна вышла на заслуженный отдых.

Я хорошо помню, как вела уроки Лидия Дмитриевна. На переменах перед географией мы постоянно находились возле карт, чтобы найти любой объект с первого раза: реки, горы, озёра, города, столицы, границы… В кабинете, который был лучшим не только в городе, но и в области, было множество книг, атласов, картин, макетов, открыток с видами городов мира. Над школьной доской плакат: «Свою республику, свой край – люби, исследуй, изучай!». И мы изучали. Лидия Дмитриевна со своими учениками совершала каждые каникулы туристические поездки, заразила ими своих учеников и многие из них до сегодняшнего дня путешествуют. Я помню, что одной из последних была экскурсия в Ташкент, Самарканд и Бухару, это уже 90-е годы, накануне распада Союза.

Когда я пришла работать в свою школу старшей пионерской вожатой, среди тех, кто поддерживал, помогал, учил была Лидия Дмитриевна. К тому времени у нее был 6 класс, отряд боролся за имя Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова, нашего земляка. Со своим классным руководителем пионеры не только изучили биографию героя, создали альбом, но и совершили поездки на его родину в Аулиеколь (тогда ещё Семиозёрное) и на Синявские высоты, недалеко от Ленинграда, где Султан совершил свой подвиг. Учителя школы избрали Лидию Шаханскую председателем профсоюзного комитета. Какая это хлопотная и ответственная, должность знают все. А ещё она была спортсменкой – играла в учительской команде по волейболу, бегала на лыжах, участвовала в кроссах. Несколько созывов Лидия Дмитриевна была депутатом городского Совета депутатов. Она возглавляла комиссию по вопросам образования, медицины, культуры и спорта, решала все вопросы, которые возникали в этих сферах. Например, именно при её активной деятельности был открыт дворовый клуб 3-го микрорайона «Меридиан», который действует до сегодняшнего дня.

Лидия Шаханская успевала везде, она из тех людей, кто делает любое дело на совесть. Возможно это её качество, а ещё неравнодушие стали причиной того, что в 1981 году она была удостоена высокого звания «Почётный гражданин города Лисаковска». Уже к моменту подхода к пенсионному возрасту у неё было более ста наград разных достоинств, персональная грамота Верховного Совета Казахской ССР, орден Трудового Красного знамени, который получила за руководство сельской школой, а на селе она проработала 12 лет. Е1ё заслуги как педагога были отмечены знаками «Отличник просвещения Казахской ССР» и «Учитель-методист», медалью «Ветеран труда». Уже на пенсии, к 80-летию со дня рождения Лидия Дмитриевна получила грамоту акима области.

Так получилось, что при расчёте размера пенсии в 1992 году не учли её стаж завуча и директора школы. Пенсия – мизерная, а жить надо. И вот с более 40-летним педагогическим стажем Лидия Дмитриевна становится одним из первых индивидуальных предпринимателей города: содержит в течение 17 лет не только свою семью, но и платит налоги в городской бюджет, обеспечивает работой одного или двух человек. Постепенно размер пенсии увеличился, так как при активной деятельности неравнодушных педагогов-пенсионеров, которые дошли до Парламента РК, пересмотрели правила начисления пенсий для тех, кто был на руководящей должности, восстановили справедливость в оценке вложенного труда.

Сегодня Лидия Дмитриевна довольна своей жизнью, хотя сильно подводит здоровье, она не может выходить из дома. Ее радуют дети, внуки, правнуки. Часто приходит к ней в гости Егорушка, самый младший правнук, и Лидия Дмитриевна расцветает. Она поддерживает связи со своими коллегами, поздравляет их с праздниками, днями рождения, просто разговаривает, так как понимает, что людям её возраста и положения нужно общение.

Акимат и маслихат города постоянно связываются с Лидией Дмитриевной, звонят, приходят к ней домой. В прошлом году аким города посодействовал в установке приставки к телевизору, чтобы Лидия Дмитриевна была в курсе городской жизни и новостей, которые освещает лисаковское телевидение. Читает Лидия Дмитриевна местные газеты, слушает радио городское, областное и республиканское. Кроме того освоила компьютер: она начинающий пользователь, но у неё уже много друзей в социальных сетях – коллеги, родные, ученики, которых жизнь разбросала по всему миру. Много её учеников и в Лисаковске. Иногда они устраивают для своего классного руководителя чаепития.

Я рада тому, что Лидия Дмитриевна Шаханская внесла достойную лепту в развитие нашего любимого города, и её фотография украшает фойе Дома культуры «Союз». Она действительно успешная женщина. Желаю ей крепкого здоровья и всего самого доброго!

Мария БАЯХМЕТОВА,
учитель школы-гимназии, г. Лисаковск

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».