Раушан БАЙСАРИНА: «Работа в Институте повышения квалификации – самый счастливый период моей жизни»

Выпуск - №37(534)   :   24.09.2022
828

Юбилейный день рождения отмечает известный в Костанайской области педагог, человек большого профессионального мастерства и редких личностных качеств, истинный интеллигент, преданный делу образования до самых глубин души, Раушан Абдугалиевна Байсарина. На недавней августовской конференции ей была вручена медаль «Еңбек ардагері» («Ветеран труда»). 


- Раушан Абдугалиевна, Вы вместе с педагогическим сообществом области прожили самые разные периоды в развитии образования страны. Да и страны были разные… Что вспоминается сейчас, когда есть время оглянуться на прошлое и оценить то, что было? 

- Я с большим удовольствием и теплом вспоминаю 80-е годы прошлого века, когда в образовании Советский Союз гремел, распространялся передовой опыт. И у нас в Костанайской области было много педагогов-новаторов, мы много ездили на конференции, семинары, рассказывая о педагогике сотрудничества, приглашали к себе. Это была кипучая, очень интересная жизнь. И педагоги тогда не думали о деньгах, они были увлечены своей работой, новыми проектами. 
Трудно было в 90-е годы, когда учительство осталось без финансовой поддержки, в какое-то время и без зарплаты. Тогда было не до новых идей, лишь бы выжить. Приходилось уговаривать, настраивать на лучшее. К сожалению, в этот период многие ушли из профессии, уехали из страны. Но самые крепкие, самые преданные делу остались. 
И вот с началом двухтысячных годов вновь пошло оживление, стали развивать казахстанскую модель образования, появлялись новые педагогические системы, новые учебники, и учителя вдохновились, обрели былые силы. И в это время тоже было очень интересно работать. Даже когда я вышла на пенсию, продолжала работать в костанайском филиале «Орлеу», выпускала наш журнал «Билим-инфо», поскольку в своё время окончила факультет русской филологии Костанайского педагогического института. Справилась и с новыми технологиями, и с новыми задачами. 
При этом продолжала работать с учениками в школе-интернате им. И.Алтынсарина, где 28 лет преподавала русский язык и литературу. Я считала необходимым оставаться учителем-практиком. Ведь когда в институте повышения квалификации стоишь перед учителями, объясняя им те или иные новые формы и методы работы, они сразу считывают: ты это всё просто выучил в теории, или на практике разобрался. Когда ведёшь уроки, действительно знаешь дух школы, проблемы учителей. Поэтому я на равных могла с ними беседовать.
Уже на пенсии я от уроков перешла на ведение факультатива «Мировая художественная литература. Связь русской и казахской литературы». Это мне очень нравилось. Приходили 5-10 детей, мы беседовали, я приносила им хорошие книги. Я получала просто удовольствие от такой работы и от того, что детям это интересно, что они любят читать. Я учила их размышлять, анализировать прочитанное. И у них многому училась. Ребята были из 10-11 классов, и высказывали свои оригинальные мнения, проявляли свежий взгляд на обсуждаемые темы. 
В 2012 году наш классический институт повышения квалификации учителей был реорганизован в филиал АО НЦПК «Орлеу». Я даже и не думала, что ещё буду востребована. Но было приятно, что и для меня нашлось место в этой обновлённой среде. Уже пошли курсы по кембриджской технологии, стали работать тренеры. А мне Марионелла Васильевна Слесарь предложила работать по связям с общественностью и СМИ. У меня уже был опыт работы с редакциями, когда я приносила для публикаций материалы о значимых событиях в институте. И вот первые пять лет работы филиала я выполняла задачи популяризации его деятельности, окунулась в новые темы, изучала новые образовательные программы. Это был очень интересный и важный для меня виток профессиональной жизни, за который я тоже благодарна судьбе.

- А как вообще сложился Ваш путь в педагогику? Воля случая или осознанный выбор?

- В нашей семье педагогов не было. И я об учительстве не думала. Училась в Затобольской средней школе. Училась хорошо и школа была сильная. В выпускном классе стала задумываться, куда поступать дальше, и хотела было поехать в Жамбыл, в институт лёгкой и пищевой промышленности. Но мой папа сказал: «Для девочки самая хорошая профессия – учитель». Он был человеком очень грамотным, хоть и без образования, разносторонне развитым и большим авторитетом для меня. И я его послушала, весь 11 класс уже настраивалась на поступление в педагогический институт. Поступила я без проблем, набрав высокий балл и успешно пройдя конкурс. И училась в институте я с удовольствием. Практику проходила в родной Затобольской школе и получила пятёрку. По окончанию вуза получила направление в Садовую школу – отделение п. Мичурино, где проработала три года. Потом меня направили в районный отдел образования. В это время заведующая методическим кабинетом русского языка и литературы Института повышения квалификации учителей Мария Кузьминична Ленская проводила курсы в Затобольске и обратила на меня внимание, я была активная, инициативная. Она предложила подменить её на время в проведении курсов. Сейчас от такого предложения я бы ночь не спала, переживала, справлюсь ли. А тогда, совсем молодая, смело взялась за это новое для себя дело. Марии Кузьминичне понравилось, как я провела занятия, и она предложила перейти в Институт повышения квалификации. Так в 1974 году я и начала работать сначала методистом, потом почти 20 лет была заместителем директора по научно-методической работе. А всего в институте повышения квалификации я проработала более 40 лет. 
Работы было очень много: лекции, конференции, внедрение новых программ, выезды в районы… Институт ведь отвечал за разные направления сферы образования. Не только обучение учителей, но и подготовка к олимпиадам школьников, методическое сопровождение школ, детсадов области, проверки состояния преподавания. Приходилось по 10 дней проводить в командировках, порой в не самых комфортных условиях. Но атмосфера того времени была такой, что трудности не пугали, а подстёгивали. Учителя приходили к нам за знаниями, а не только за тем, чтобы потом получить более высокую категорию. И они с готовностью делились своими наработками, опытом, идеями, не боясь конкуренции. Рассказывали коллегам всё, что знали и умели. Образование – это самая реформируемая сфера. Здесь постоянно что-то меняется: методики, подходы, формы деятельности… И поэтому у педагогов всегда была и есть потребность делиться опытом, чтобы лучше и успешнее осваивать обновления. Тогда разрыва в качестве знаний между сельскими и городскими школами практически не ощущалось, потому что всё учительское сообщество было задействовано в развитии и овладении лучшими профессиональными достижениями. И в результате у детей были прочные, глубокие знания, благодаря которым многие успешно поступали в престижные вузы. 

- Какой период Вы считаете революционным в образовании?

В 80-е годы был просто всплеск новаторства. Мы приглашали из Москвы, из Ленинграда, Казани передовых педагогов. И свои очень прогрессивные разработки были. Наши учителя в то время были настоящие энтузиасты. Зарплата была небольшая, но было искреннее стремление работать хорошо, интересно, творчески.
Область была охвачена новаторским движением, практически каждый педагог был увлечён, стремился использовать передовой опыт, вести экспериментальную работу. Всё делалось на научной основе. Я помню, что много новаторского внедряли школы не только областного центра, но и Рудного, Лисаковска, Карабалыка, Костанайского района. Начали создаваться новые типы школ – лицеи, гимназии, с углублённым изучением тех или иных дисциплин. И, конечно, институт повышения квалификации был тем центром, вокруг которого кипела вся прогрессивная деятельность. Это накладывало большую ответственность, нам нужно было быть впереди, можно сказать идеологами образования. 

- Что Вам понравилось в новой работе уже филиала «Орлеу», образования в целом, а что бы оставили из прошлого?

- Когда я начала погружаться в обновлённое содержание, читая статьи педагогов, методистов, изучая, как идёт сейчас процесс образования, мне, конечно, хотелось побывать на занятиях. Понравилось, что стало больше простора для творчества педагогов, больше их самостоятельной работы, проектной деятельности, они стали более раскрепощёнными, появилось больше возможности раскрыть свой потенциал. Мне импонировали те новые направления, новые технологии обучения, которые учителя осваивали под руководством тренеров. Из прошлого я оставила бы в обучении учителей лекционную форму подачи знаний по особенно важным, актуальным и глубоким направлениям, проблемам. Например, нужно говорить о важности трудового, нравственного воспитания школьников. И, кстати, Президент страны в своём новом послании сделал на это особый упор. А что касается методики преподавания, она уже должна быть соответственной этому времени, современным образовательным технологиям. Современные учителя должны быть мобильными, оперативными, хорошо владеть техникой. Ведь за 45 минут урока им нужно сделать очень много. Только вот разгрузить бы педагогов от слишком большой, на мой взгляд, отчётности. 
Хорошим подспорьем для учителей был профилакторий при институте повышения квалификации, в котором во время курсов они могли заодно пройти оздоровительные процедуры, получить медицинскую помощь. Вот это тоже стоило бы возродить.
Наш институт всегда был силён своим корпоративным духом, очень благоприятной атмосферой сотрудничества. Радует, что и сейчас эти традиции сохраняются. Марионелла Васильевна с большим вниманием относится к нам, ветеранам, приглашает на значимые мероприятия. Мне очень приятно и интересно встречаться с молодыми педагогами. Они такие лёгкие в общении, мотивированные на развитие.

- Вы можете быть примером для тех, кто пугается новаций и отказывается осваивать что-то прогрессивное, ссылаясь на свой возраст. 

- Я привыкла к преобразованиям. Старалась всегда читать научные журналы по педагогике, участвовала в серьёзных научных конференциях в Москве, Минске, Челябинске. Это, конечно, обогащало мой багаж знаний. Плюс я была воспитана так, что ответственность за порученное дело – превыше всего. И эта ответственность меня толкала на то, что работая, с коллегами, я стремилась всех выслушать, понять, разобраться в теме, в ситуации. Поэтому и в пенсионном возрасте я старалась вникнуть в происходящие изменения и принять в них посильное участие. С обретением нового статуса наш филиал «Орлеу» стал на рельсы науки. У нас выпускаются научные журналы, ведётся большая исследовательская работа. И я счастлива тем, что приложила к этому своё старание. Я поучаствовала в реформах образования в советское время, в становлении казахстанского образования, и в современных обновлениях оказалась полезна. Мне нравится, что Марионелла Васильевна очень креативный, творческий человек и ответственный, опытный руководитель. Поэтому в нашем филиале часто зарождаются необычные, перспективные проекты, яркие идеи. Это не может не вдохновлять. 

- С высоты Вашего жизненного и профессионального опыта, какие советы дали бы молодым педагогам?

- Прежде всего я сказала бы начинающему учителю: не разочаровывайся в своей профессии как бы трудно ни было. Надо себя испытать, иначе разочарования будут ожидать ежечасно, надо себя настроить, понять, например, что мешает работать с классом, почему не получается чему-то научить. Должна быть установка, целеустремлённость. Второе – быть немножко самоуверенным. Мне этого порой не хватало, может, поэтому и не пошла в науку, хотя не раз предлагали. А сейчас я вижу, что именно уверенность в себе помогла многим людям добиться больших высот. Третье – оптимизм. Без веры в лучшее, веры в людей жить невозможно. И очень важна одухотворённость, светлые, вдохновляющие эмоции. Надо их находить, культивировать в себе, не позволяя негативу одержать верх. Именно это формирует действительно хорошего педагога. Пусть он не станет большим учёным, но он должен покорить сердца детей, завоевать их уважение. 

Светлана ОФИЦЕРОВА
 


 

Более 40 лет, с 1974 года Раушан Абдугалиевна Байсарина проработала в институте повышения квалификации Костанайской области. Сначала методистом, а затем заместителем директора по учебно-методической работе. Этот период своей жизни она называет самым счастливым, который позволил ей хорошо узнать географию области, учреждения образования, педколлективы, лучших учителей. Таким же насыщенным, интересным, инновационным стал он и для системы образования области в целом. Это было время больших изменений и свобод. Учителя получили возможность творить, создавать, осваивать новый опыт, рождались и распространялись новые технологии обучения. И во всем этом процессе Раушан Абдугалиевна была локомотивом, открывая для образования области новые имена учёных, педагогов, научных школ, лабораторий. Она была лидером в команде лидеров, так как институт повышения квалификации всегда был на хорошем счету в республике. 

Раушан Абдугалиевна всегда находилась в центре главных исторических событий в жизни института, которые не только предопределяли её дальнейшее профессиональное развитие, но и становились началом долгой и тесной связи с ведущими учёными, педагогами нашей страны и ближнего зарубежья. Именно благодаря личностным качествам Раушан Абдугалиевны, её высокой культуре создавались и прочились связи института с научными центрами, создавались условия для тесного взаимовыгодного сотрудничества. Полученные знания и опыт позволили Раушан Абдугалиевне, как заместителю директора ИПК, создать прочную научно-методическую основу для дальнейшего инновационного развития института, подготовить высококвалифицированные кадры для реализации модернизационных процессов в системе повышения квалификации и в сфере образования в целом.

На примере Раушан Абдугалиевны в очередной раз убеждаешься, что, сочетание традиций и новаций всегда приносит успех. Возглавив отдел по связям с общественностью и издательской деятельности вновь созданного филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации по Костанайской области», она стала новатором в новой для неё (в прежнем составе института такого отдела не было), профессиональной сфере. Здесь особо проявились такие её качества, как креативность мышления, понимание причастности к авангарду педагогического сообщества в условиях модернизации всей системы казахстанского образования, которые требовали инновационных взглядов на возникающие проблемы, реформы. Она быстро сориентировалась в структуре и обязанностях каждого специалиста отдела, поставила перед каждым из них задачи, особенно трепетно относилась к молодым, заботилась об их будущей карьере. Раушан Абдугалиевна легко вошла в среду журналистов нашей области, многие были с ней лично знакомы. 

Раушан Абдугалиевна в педагогической деятельности – истинный последователь идей отечественной гуманистической педагогики, основателем которой является Ибрай Алтынсарин. Она стала одним из инициаторов возрождения и проведения алтынсаринских педагогических чтений. Она стояла у истоков создания газеты «Өрлеу» - Қостанай дауысы», название которой принадлежит Раушан Абдугалиевне, и которая пользуется огромной популярностью среди слушателей курсов. А опыт Раушан Абдугалиевны в проведении научно-практических конференций, семинаров областного, республиканского, международного значения стал школой мастерства для молодых специалистов и сотрудников института. Её инициативность, умение предвидеть способствовали тому, что многие наши мероприятия стали брендами филиала.

Сейчас Раушан Абдугалиевна на заслуженном отдыхе. Но душой и сердцем она всегда с нами, с коллективом! Она активный участник наших мероприятий, мудрый советчик. В юбилей Раушан Абдугалиевны мы выражаем ей благодарность за мудрость, за умение находить компромиссы при решении всех вопросов, иногда самых непростых, за любовь к жизни и великий оптимизм, основанный на её главном качестве – патриотизме, любви к нашей прекрасной Родине. 

Марионелла СЛЕСАРЬ, 
директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт профессионального развития по Костанайской области»

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.