Есть люди, в биографии которых вписана скромная фраза: «Свою жизнь посвятил служению профессии...» Именно так можно сказать и о Кульсун Сатбековне Туяковой, удостоенной знаков «Отличник образования КазССР», «Ибрай Алтынсарин», «Почётный работник образования Республики Казахстан», и множества медалей. Она действительно посвятила свою жизнь педагогике!
Однажды, много лет назад, Айман Ибраева – коллега Кульсун Туяковой посвятила ей стихи, в которых были такие строки: «Работа этой женщине – и соль, и суть, и смысл. В ней жизнь огнём пылает – готова всё вершить!» Вся творческая биография Кульсун Сатбековны наполнена такой жизнеутверждающей энергетикой, которая, как вихрь, захватывала в свой круговорот всех и вся… И тем, кто в него попадал, уж не было спасу: безоговорочно включались в этот ритм, считая, что так оно и должно быть.
Такому стилю работы её научила жизнь с первых трудовых будней, когда молоденькая учительница переступила порог Сосновской сельской школы, что в далёком Наурзумском районе, куда направили на работу выпускницу физико-математического факультета Костанайского педагогического института. А нагрузку определили в 36 часов. Педагоги знают, что это такое – каторжный труд: подготовка, планы, уроки, классная доска, а назавтра, всё тот же очередной круг… Как вспоминает наша героиня: «Парты, тетради и прочее снились по ночам…»
Спартанский режим так закалил молодого педагога, что потом он стал для неё нормой и очень даже пригодился, когда Кульсун Туякова в качестве нового директора практически восстанавливала школу №2 им. Дзержинского города Аркалыка. Опустим её хождения по всем инстанциям, обращение к руководству градообразующего предприятия АО «Тургайалюминстрой». Ещё много куда обращалась новый директор, убеждая, доказывая и показывая то, в каком состоянии школа, преподавательский коллектив которой составляют именитые выпускники столичных вузов России и заслуженные учителя республики. И дети, и педагоги имеют право учиться и работать в достойных условиях.
Хватка, эрудиция, организаторские способности, ответственность, требовательность, стремление сделать школу передовой – всё это сплотило коллектив вокруг молодого директора, и у них всё получилось. За шесть лет школа стала лидером в области по всем показателям.
И такой подход к работе – основательный, профессиональный, хозяйский и женский одновременно был присущ Кульсун Сатбековне, и не важно, на какой участок работы забросила её судьба. А та порой была непредсказуемой. Из комфортных, налаженных условий работы Кульсун Туякову вновь направляли туда, где нужны были её знания, чёткое понимание поставленных задач и умение грамотно убедить оппонента, доказать свою правоту в правильности выбранного решения. Эти качества помогали, когда её перевели на должность заместителя председателя горисполкома по социальным вопросам, где приходилось решать огромный круг проблем: строительство и ремонт школ, больниц, Домов культуры. Немалый поток граждан постоянно был и у двери кабинета Кульсун Сатбековны. Но она очень хорошо помнила наставления своего мудрого отца, который с детства учил её быть внимательной и сострадательной к людям, не проходить мимо их горя и просьб, потому что за каждый поступок потом придётся держать ответ…
Чувство собственного достоинства, сформированное с юных лет, привычка делать свою работу только на отлично, чтобы не было стыдно, никогда не прятаться за чужие спины, постоянное стремление самой докопаться до сути проблемы, внимательно выслушать и понять собеседника выковали её опыт общения с самыми разными людьми: от простого учителя до руководителя самого высокого ранга. А непререкаемая компетентность по всем вопросам, эрудиция, хватка профессионала, плюс ответственность и требовательность привлекли внимание и руководителей министерства образования РК, которые и пригласили Кульсун Туякову на работу в МОН. В министерстве она сотрудничала с аппаратом правительства РК по присуждению знака «Алтын белгі», по каждой фамилии претендента. За высокий профессионализм и талант Кульсун Сатбековна снискала неоспоримый авторитет в МОН РК и уважение коллег по работе.
С большим сожалением в центральном аппарате восприняли перевод Кульсун Сатбековны по приглашению директора департамента образования Костанайской области Генриха Шека вновь занять должность его заместителя. За год работы в министерстве Туякова отточила свой навык масштабно мыслить, принимать решения и не добиваться успеха и, как вспоминают её коллеги, если она загоралась идеей, то идея была обречена на воплощение в жизнь. Она для всех была неиссякаемым источником проектов, вдохновителем и организатором больших дел. Её знакомая для всех фраза: «Коллеги, надо!» И кто после этого скажет: «Не могу, не получается»? В её команде таковых не было.
Главное качество Кульсун Сатбековны поражало всех – это её работоспособность без оглядки на время и обстоятельства, а ещё отсутствие «звёздности», спокойное отношение к своей должности в иерархии власти. Другое её ценное качество всегда помогало найти контакт в любом коллективе: человечность, готовность помочь в любой ситуации. Кульсун Сатбековна – не кабинетный служащий, бескомпромиссна в оценке работы. Её уважали за высокий профессионализм, потому что опережала и предугадывала события, точно отражая запросы общества, считая, что «претворять в жизнь новые задачи образования по силе тем, кто мыслит по-современному и свободен от устаревших стереотипов».
Когда в 2009 году Костанайская область заняла первое место в республике по итогам ЕНТ, удивились многие в регионах страны. Но педагоги костанайщины знали, какой ценой далась победа. За этим стоял поистине самоотверженный путь педагогов и специалистов департамента образования Костанайской области. А большая часть ноши ответственности за подготовку к сдаче ЕНТ лежала на Кульсун Сатбековне. Это поездки, встречи, непростые решения. И всегда чёткая и выверенная позиция руководства и команды областного управления образования.
Период с конца 90-х по 2011 г. считается временем возрождения и развития образования Костанайской области. При поддержке областного акимата проведены капитальные ремонты сельских школ. В целях создания жизнеобеспечения организовано горячее питание, в сельских школах построены тёплые туалеты. Впервые в республике из областного бюджета было увеличено финансирование на содержание воспитанников детских домов и учащихся профессиональных лицеев. Расширилась сеть общежитий организаций технического и профессионального образования. Именно в нашей области были открыты малозатратные мини-центры в зданиях сельских общеобразовательных школ. Одним из основных направлений в период деятельности этой талантливой команды управленцев является увеличение сети организаций образования с государственным языком обучения и воспитания. Только в Костанае открылись начальная школа №24а, СШ №10, гимназия им. С.Мауленова и реорганизованы школы с казахским языком СШ № 20 и №9. Открыты две школы в г. Рудном и одна в п. Качар с государственным языком обучения. Система образования Костанайской области в то время считалась одной из лучших в республике. Была возобновлена деятельность районных и городских методкабинетов в 17 районах и городах области, открыты школы-интернаты для одарённых детей с казахским и русским языком обучения, организована детская деревня семейного типа «Жанұя», два Дома юношества для выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, построены 10 новых школ, восстановлены семь профессиональных лицеев. Через три года товаропроизводители, крестьянские хозяйства и ТОО области получили квалифицированных рабочих. «И во всём этом большая заслуга Туяковой К.С., строгого и беспристрастного председателя лицензионной комиссии департамента образования области…». Эта строчка из официального документа говорит сама за себя.
Жить в гуще людей, их интересами и увлечениями, направлять и организовывать их деятельность – всё это было в крови у Кульсун Сатбековны. Завышенных амбиций у нее не было, особой страсти к руководящим должностям не испытывала. Была просто человеком, посвятившем свою жизнь педагогике.
Альберт Эйнштейн сказал: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». О великом смысле жизни Кульсун Туяковой говорит целая армия учеников, коллег, друзей, в судьбу которых, как и в их успехи, вложена толика её большой души. Она прошли все ступени педагогического мастерства и достигла высот совершенства. Очень точно раскрывают заинтересованность Кульсун Сатбековны в результатах её труда слова академика В.А. Обручева: «Нельзя любить труд, не научившись уважать его, и нельзя научиться уважать, не относясь к нему серьёзно, не отдавая ему безраздельно всего интереса и всех своих сил…». Свои силы она позже отдавала и коллективу Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу». По словам коллег, она прилагала все усилия, чтобы создать комфортные условия для сотрудников, весь свой опыт вкладывала в процветание филиала, который боролся за высокий уровень в республиканском рейтинге.
О Кульсун Сатбековне можно говорить долго, материала наберётся не на одну книгу. А завершая этот рассказ, хочется вспомнить народное казахское поверье о том, что звёздное небо – это отражение жизни на земле, каждая звезда соответствует душе определённого человека, и пожелать, чтобы звезда Кульсун Сатбековны Туяковой сияла на небосклоне как можно дольше.
Любовь ФЕДАС,
главный специалист отдела учебной работы и мониторинговой службы Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.