Всегда на шаг впереди

Выпуск - №8(556)   :   23.02.2023
687

Есть люди, в биографии которых вписана скромная фраза: «Свою жизнь посвятил служению профессии...» Именно так можно сказать и о Кульсун Сатбековне Туяковой, удостоенной знаков «Отличник образования КазССР», «Ибрай Алтынсарин», «Почётный работник образования Республики Казахстан», и множества медалей. Она действительно посвятила свою жизнь педагогике!

Однажды, много лет назад, Айман Ибраева – коллега Кульсун Туяковой посвятила ей стихи, в которых были такие строки: «Работа этой женщине – и соль, и суть, и смысл. В ней жизнь огнём пылает – готова всё вершить!» Вся творческая биография Кульсун Сатбековны наполнена такой жизнеутверждающей энергетикой, которая, как вихрь, захватывала в свой круговорот всех и вся… И тем, кто в него попадал, уж не было спасу: безоговорочно включались в этот ритм, считая, что так оно и должно быть.

Такому стилю работы её научила жизнь с первых трудовых будней, когда молоденькая учительница переступила порог Сосновской сельской школы, что в далёком Наурзумском районе, куда направили на работу выпускницу физико-математического факультета Костанайского педагогического института. А нагрузку определили в 36 часов. Педагоги знают, что это такое – каторжный труд: подготовка, планы, уроки, классная доска, а назавтра, всё тот же очередной круг… Как вспоминает наша героиня: «Парты, тетради и прочее снились по ночам…»

Спартанский режим так закалил молодого педагога, что потом он стал для неё нормой и очень даже пригодился, когда Кульсун Туякова в качестве нового директора практически восстанавливала школу №2 им. Дзержинского города Аркалыка. Опустим её хождения по всем инстанциям, обращение к руководству градообразующего предприятия АО «Тургайалюминстрой». Ещё много куда обращалась новый директор, убеждая, доказывая и показывая то, в каком состоянии школа, преподавательский коллектив которой составляют именитые выпускники столичных вузов России и заслуженные учителя республики. И дети, и педагоги имеют право учиться и работать в достойных условиях.

Хватка, эрудиция, организаторские способности, ответственность, требовательность, стремление сделать школу передовой – всё это сплотило коллектив вокруг молодого директора, и у них всё получилось. За шесть лет школа стала лидером в области по всем показателям. 

И такой подход к работе – основательный, профессиональный, хозяйский и женский одновременно был присущ Кульсун Сатбековне, и не важно, на какой участок работы забросила её судьба. А та порой была непредсказуемой. Из комфортных, налаженных условий работы Кульсун Туякову вновь направляли туда, где нужны были её знания, чёткое понимание поставленных задач и умение грамотно убедить оппонента, доказать свою правоту в правильности выбранного решения. Эти качества помогали, когда её перевели на должность заместителя председателя горисполкома по социальным вопросам, где приходилось решать огромный круг проблем: строительство и ремонт школ, больниц, Домов культуры. Немалый поток граждан постоянно был и у двери кабинета Кульсун Сатбековны. Но она очень хорошо помнила наставления своего мудрого отца, который с детства учил её быть внимательной и сострадательной к людям, не проходить мимо их горя и просьб, потому что за каждый поступок потом придётся держать ответ…

Чувство собственного достоинства, сформированное с юных лет, привычка делать свою работу только на отлично, чтобы не было стыдно, никогда не прятаться за чужие спины, постоянное стремление самой докопаться до сути проблемы, внимательно выслушать и понять собеседника выковали её опыт общения с самыми разными людьми: от простого учителя до руководителя самого высокого ранга. А непререкаемая компетентность по всем вопросам, эрудиция, хватка профессионала, плюс ответственность и требовательность привлекли внимание и руководителей министерства образования РК, которые и пригласили Кульсун Туякову на работу в МОН. В министерстве она сотрудничала с аппаратом правительства РК по присуждению знака «Алтын белгі», по каждой фамилии претендента. За высокий профессионализм и талант Кульсун Сатбековна снискала неоспоримый авторитет в МОН РК и уважение коллег по работе.

С большим сожалением в центральном аппарате восприняли перевод Кульсун Сатбековны по приглашению директора департамента образования Костанайской области Генриха Шека вновь занять должность его заместителя. За год работы в министерстве Туякова отточила свой навык масштабно мыслить, принимать решения и не добиваться успеха и, как вспоминают её коллеги, если она загоралась идеей, то идея была обречена на воплощение в жизнь. Она для всех была неиссякаемым источником проектов, вдохновителем и организатором больших дел. Её знакомая для всех фраза: «Коллеги, надо!» И кто после этого скажет: «Не могу, не получается»? В её команде таковых не было.

Главное качество Кульсун Сатбековны поражало всех – это её работоспособность без оглядки на время и обстоятельства, а ещё отсутствие «звёздности», спокойное отношение к своей должности в иерархии власти. Другое её ценное качество всегда помогало найти контакт в любом коллективе: человечность, готовность помочь в любой ситуации. Кульсун Сатбековна – не кабинетный служащий, бескомпромиссна в оценке работы. Её уважали за высокий профессионализм, потому что опережала и предугадывала события, точно отражая запросы общества, считая, что «претворять в жизнь новые задачи образования по силе тем, кто мыслит по-современному и свободен от устаревших стереотипов».

Когда в 2009 году Костанайская область заняла первое место в республике по итогам ЕНТ, удивились многие в регионах страны. Но педагоги костанайщины знали, какой ценой далась победа. За этим стоял поистине самоотверженный путь педагогов и специалистов департамента образования Костанайской области. А большая часть ноши ответственности за подготовку к сдаче ЕНТ лежала на Кульсун Сатбековне. Это поездки, встречи, непростые решения. И всегда чёткая и выверенная позиция руководства и команды областного управления образования. 

Период с конца 90-х по 2011 г. считается временем возрождения и развития образования Костанайской области. При поддержке областного акимата проведены капитальные ремонты сельских школ. В целях создания жизнеобеспечения организовано горячее питание, в сельских школах построены тёплые туалеты. Впервые в республике из областного бюджета было увеличено финансирование на содержание воспитанников детских домов и учащихся профессиональных лицеев. Расширилась сеть общежитий организаций технического и профессионального образования. Именно в нашей области были открыты малозатратные мини-центры в зданиях сельских общеобразовательных школ. Одним из основных направлений в период деятельности этой талантливой команды управленцев является увеличение сети организаций образования с государственным языком обучения и воспитания. Только в Костанае открылись начальная школа №24а, СШ №10, гимназия им. С.Мауленова и реорганизованы школы с казахским языком СШ № 20 и №9. Открыты две школы в г. Рудном и одна в п. Качар с государственным языком обучения. Система образования Костанайской области в то время считалась одной из лучших в республике. Была возобновлена деятельность районных и городских методкабинетов в 17 районах и городах области, открыты школы-интернаты для одарённых детей с казахским и русским языком обучения, организована детская деревня семейного типа «Жанұя», два Дома юношества для выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот, построены 10 новых школ, восстановлены семь профессиональных лицеев. Через три года товаропроизводители, крестьянские хозяйства и ТОО области получили квалифицированных рабочих. «И во всём этом большая заслуга Туяковой К.С., строгого и беспристрастного председателя лицензионной комиссии департамента образования области…». Эта строчка из официального документа говорит сама за себя. 

Жить в гуще людей, их интересами и увлечениями, направлять и организовывать их деятельность – всё это было в крови у Кульсун Сатбековны. Завышенных амбиций у нее не было, особой страсти к руководящим должностям не испытывала. Была просто человеком, посвятившем свою жизнь педагогике.

Альберт Эйнштейн сказал: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». О великом смысле жизни Кульсун Туяковой говорит целая армия учеников, коллег, друзей, в судьбу которых, как и в их успехи, вложена толика её большой души. Она прошли все ступени педагогического мастерства и достигла высот совершенства. Очень точно раскрывают заинтересованность Кульсун Сатбековны в результатах её труда слова академика В.А. Обручева: «Нельзя любить труд, не научившись уважать его, и нельзя научиться уважать, не относясь к нему серьёзно, не отдавая ему безраздельно всего интереса и всех своих сил…». Свои силы она позже отдавала и коллективу Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу». По словам коллег, она прилагала все усилия, чтобы создать комфортные условия для сотрудников, весь свой опыт вкладывала в процветание филиала, который боролся за высокий уровень в республиканском рейтинге.

О Кульсун Сатбековне можно говорить долго, материала наберётся не на одну книгу. А завершая этот рассказ, хочется вспомнить народное казахское поверье о том, что звёздное небо – это отражение жизни на земле, каждая звезда соответствует душе определённого человека, и пожелать, чтобы звезда Кульсун Сатбековны Туяковой сияла на небосклоне как можно дольше. 
 

Любовь ФЕДАС, 
главный специалист отдела учебной работы и мониторинговой службы Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.