Дом, в котором мы живём

Выпуск - №11(407)   :   13.03.2020
164

Одна из ведущих организаций образования Костанайской области Аулиекольская школа-гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова представляет собой уникальный социальный институт с более чем 120-летней историей. 

На современном этапе школа-гимназия – это микромир нашего многонационального государства. Чувство единой семьи, ощущение родства школьной жизни объединяет всех баймагамбетовцев. Подтверждением тому – школьные традиции. В честь 25-летия независимости Республики Казахстан 1 марта 2016 года в школе-гимназии начал работу культурно-образовательный проект «Школьная ассамблея «Достық шанырағы. Юрта дружбы». Ключевая идея создания проекта – изучение истории и культуры этносов, представителями которых являются ученики школы-гимназии.

Школьную ассамблею представляют 12 культурно-национальных центров. «Достық шаңырағы» – это содружество разновозрастных коллективов во главе с классными руководителями. Консультантами стали жители села Аулиеколь, а роль координатора деятельности ассамблеи выполняет коллектив молодых педагогов, входящих в казахский культурно-национальный центр. Основная составляющая практики функционирования «Достық шаңырағы» – это сохранение принципа преемственности.

С целью изучения истории малой и большой родины, полиэтнического пространства страны, воспитания чувства истинного патриотизма для 1-11 классов введены курсы «Этнокультурное наследие Казахстана», «Маленькими шагами в большую страну Казахстан», «Мы баймагамбетовцы», «История села в истории страны», «История школы в судьбах выпускников». Концепция проекта – укрепление общенациональной идентичности как главного достояния Казахстана. Основу деятельности школьного проекта составляет годовой цикл мероприятий, посвящённых Дню благодарности, Наурыз мейрамы, Дню единства народа Казахстана, Дню языков, Дню независимости РК. Ведущие направления деятельности ассамблеи – изучение традиций и обычаев этнических групп, знакомство с этнокультурой через изучение фольклора и современной литературы, проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на возрождение национальных культур.

Мероприятия школьной ассамблеи проходят в различных формах: интеллектуально-познавательный марафон, презентация обрядов и кухни разных национальностей, этнографическая экскурсия в юрту, импровизированные этногородки, выставка декоративно-прикладного искусства, музыкально-литературная композиция, благотворительные акции, форумы. Готовясь к их проведению, разучивая обрядовую поэзию, создавая макеты жилищ, модели национальных костюмов, ребята впитывают в себя достижения разных этносов, при этом не утрачивая своей национальной самобытности. Успешная реализация мероприятий проходит через активное взаимодействие с социумом. Поддержку в организации деятельности ассамблеи «Достық шаңырағы» осуществляет попечительский совет, родительская общественность, представители этнических групп из числа выпускников школы. 

5 мая минувшего года деятельность школьной ассамблеи «Достық шаңырағы. Юрта дружбы» была представлена участникам встречи в рамках международного культурно-образовательного проекта «Вместе навсегда!», делегациям учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации. Устный журнал «Помни и гордись своей историей» и этнографический стартап навсегда останутся в памяти и сердцах гостей школы. Участие в МКОП «Вместе навсегда!» позволило определить перспективы развития школьной ассамблеи «Достық шаңырағы». 

В перспективе деятельности школьной ассамблеи – установление дружеских контактов с аналогичными проектами в организациях образования с целью расширения и обогащения сотрудничества. Мы готовы транслировать свой опыт работы по организации школьной ассамблеи всем заинтересованным структурам и поддерживаем инициативу областной Ассамблеи об открытии кабинета Ассамблеи народа Казахстана, который станет своеобразным центром по пропаганде полиэтнической культуры.

Деятельность школьной ассамблеи «Достық шаңырағы» интересна и многообразна. Она создает атмосферу духовного единства, способствует сплочению детского и взрослого коллективов, воспитывает чувство патриотизма и гордости за свою Родину. В первый день весны мы отмечаем молодой, но наполненный глубоким смыслом праздник – День благодарности. Символично, что это и дата образования Ассамблеи народа Казахстана, ещё больше сближающая все этносы, для которых Казахстан стал Родиной, общим домом. Домом, в котором мы живём!

Салтанат МАКСЮТОВА, 
директор Аулиекольской ШГ им. С.Баймагамбетова 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.