В сентябре этого года мы отметим 125-летие со дня рождения Мухтара Ауэзова. Этому событию было посвящено занятие в музее истории и культуры Верхнего Притоболья, проведённое для старшеклассников.
Первыми участниками музейного занятия стали гимназисты 11 «Б» класса школы-гимназии г. Лисаковска. Методист музея Диана Лизунова предложила учащимся узнать по портрету героя занятия, а затем привела несколько фактов из жизни Мухтара Омархановича, ребятам же надо было определить, соответствует ли это правде. Например, Мухтар Ауэзов – футболист. Мухтар Ауэзов – заключённый. Фильм по мотивам его произведения номинировался от СССР на премию «Оскар». Первая пьеса, написанная им, была поставлена в юрте. Сам Абай дал ему благословение. Оказалось, что всё, о чём говорила Диана, – правда. Это реальные факты из биографии Ауэзова. В ходе знакомства с жизнью и творчеством писателя ребята составили кластер, отражающий жизнь и деятельность мэтра казахской литературы.
Для большинства выпускников стало открытием, что в юности Мухтар Ауэзов играл в футбол в первом казахском профессиональном клубе «Жарыс» в качестве полузащитника. А первая пьеса казахской степи «Енлик-Кебек» была поставлена в юрте жены Абая Айгерим, в 1917 году, когда Мухтар был ещё семинаристом. Фильм «Серый Лютый», написанный по его рассказу, был номинирован на премию «Оскар».
Из школьного курса истории Казахстана ребята знают, что киргизский народ почитает Чокана Валиханова за то, что он записал их эпос «Манас» и тем самым сохранил для потомков. Но не все знают, что благодаря Мухтару Омархановичу «Манас» был спасён в советское время. По марксистской идеологии, Манас был правителем и воином, то есть, баем и феодалом, а потому необходимо было «перекроить» эпос, придать ему классовый характер. Ауэзов считал, что это недопустимо, и власти вынуждены были прислушаться к мнению авторитетного писателя, общественного деятеля. Мухтар Ауэзов был и педагогом, он читал лекции в вузах Казахстана, Москвы, Ташкента.
Сегодня большая проблема – грамотная речь. Мухтара Омархановича отличала высокая грамотность, в его речи не было диалектизмов и жаргонизмов, которые сейчас так портят современный и казахский, и русский литературный язык. Ребята послушали в записи выступление писателя к 40-летию образования Казахской ССР, в котором он рассказал об изменениях в республике.
Для большинства из нас имя Мухтара Ауэзова связано с романом-эпопеей «Путь Абая». Над этим произведением он работал в течение 30 лет: из них 17 лет собирал информацию об Абае, его семье, друзьях и 13 лет писал. За это произведение он был удостоен Государственной и Ленинской премий. По нему поставлены пьесы, опера, фильмы. Сегодня этот роман называют первым литературным произведением о культуре номадов.
«Полковником литературы» называл Ауэзова Герой Советского Союза, фронтовик и писатель Бауыржан Момышулы. А Каныш Сатпаев, первый президент Академии наук Казахской ССР называл роман «Путь Абая» энциклопедией казахской степи.
Немецкий писатель Альфред Курелла оставил такое высказывание: «Вы ещё не прочли «Путь Абая»? Значит, вы ничего не читали. Это невероятно, это удивительно! Степь ожила и пошла на вас со всем великолепием её первозданной природы, её жестами и цельными характерами. А какие страсти шекспировские! Вы ощущаете эпоху как ни в одном научном исследовании. А какая поэзия! Ни одной прозаической строки в этих объёмистых книгах, напечатанных в форме прозы».
Бенджамин Матип, камерунский прозаик, после прочтения романа сказал: «Я никогда раньше не слышал о казахах. А теперь знаю их очень хорошо, знаю, потому что читал на английском языке чудесную книгу Мухтара Ауэзова. Я полюбил этих героев, полюбил так, будто жил долгие годы, делил их горе и радости. У меня такое ощущение, что я сейчас среди них и дышу воздухом ваших степей. В самом деле, какой прекрасный народ – казахи!»
Анализируя содержание романа, Диана Лизунова показала и шокпар, который хранится в этнографическом зале музея, и элементы женской одежды. Жизнь Ауэзова в период гонений и арестов ребята узнали из видеосюжетов.
Занятие было интерактивным, ребята получили много новой информации о Мухтаре Ауэзове, отвечали на вопросы, участвовали в дискуссии. В завершение встречи ребята поблагодарили Диану за интересное и познавательное занятие. Такие встречи в музее позволяют школьникам особо прочувствовать время, события, жизнь людей.
Мария БАЯХМЕТОВА,
учитель истории и самопознания школы-гимназии, г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.