Ахмет Байтурсынов – сеятель человечности и знаний, Учитель нации, редактор, политик, поэт, переводчик, автор многих учебников, основоположник казахского языкознания, ученый-тюрколог. В каждой сфере своей деятельности он достиг крупных успехов. Он оставил многогранное наследие потомкам.
Творческое Ахмета Байтурсынова наследие богато, разнопланово и актуально. «В ранней юности огромное влияние на выбор Ахметом стези просветителя оказал Ибрай Алтынсарин», – пишет Когабай Сарсекеев в своей работе «Честь и совесть нации, или Раздумья о жизни и творчестве Ахмета Байтурсынова».
Ахмету было 13 лет, когда жизнь преподнесла ему горький урок, разлучив с отцом. В 1886 г. царские власти устроили погром. Байтурсын Шошакулы, не выдержав несправедливости, вступил в борьбу. Вскоре после этих событий Байтурсын и его брат Актас решением военно-окружного суда были приговорены к каторжным работам на 15 лет. Но пример его отца поселил в душе Ахмета вольнолюбие. В письмах к матери, написанных в 1909 году из Семипалатинской тюрьмы, Байтурсынов об этих трагических событиях вспоминал: «Сердце мое, сраженное в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и горький след».
Отец Ахмета, прощаясь с сыном, дал ему наказ: «Какие бы трудности ни ждали тебя, преодолей холод, голод, унижения – учись». На характер Ахмета повлияла и мать Кунше: умная, рассудительная, немногословная женщина. У неё был тяжёлый и упрямый нрав, но несмотря на это она пользовалась авторитетом среди сородичей. Кунше старалась воспитывать в своих детях мужество, силу, не сгибаться перед трудностями.
В девять лет Ахмета отдали учиться в аульную школу, где он познал азы мусульманской грамоты. В 13 лет он уже поступил в Тургайское русско-киргизское училище, основанное Ибраем Алтынсариным. Отсюда вышли лучшие представители казахской интеллигенции, будущие борцы за свободу. Сам Тургай – это историческая память, в нём отражена многовековая история казахов.
В 1891 году Ахмет Байтурсынов с караваном отправился в г. Оренбург. Стойко преодолев лишения пути, он поступил в четырёхгодичную Оренбургскую учительскую школу, которую открыл Ибрай Алтынсарин. Здесь ярко проявились свойства личности Байтурсынова: чрезвычайная требовательность к себе и самодисциплина. Одарённый юноша, смышлёный и настойчивый в 1895 г. окончил полный курс обучения и навсегда связал свою жизнь с народным образованием.
Предназначение учителя – быть просвещённым человеком общества: образованность, переходящая в эрудицию, «всеведение», питающее ум, – это путь к успеху учителя. Таким был Ахмет Байтурсынов. Свою педагогическую деятельность он начал в Батпаккаринской волости Актюбинского уезда. В 1896-1897 годы работал в Аулиекольской волостной школе, а затем в Кустанайском двуклассном русско-киргизском училище, где преподавал киргизский (казахский) язык и литературу. Обучение велось по книгам и учебникам, составленным Ибраем Алтынсариным.
В 1898-1909 годах Байтурсынов работал учителем Каркалинской русско-киргизской (казахской ) школы, затем заведующим Каркалинским русско-киргизским (казахским) училищем. В годы своего учительства он переводил на казахский язык басни Крылова, которые и сегодня являются настольной книгой и служат образцом народных изречений. В октябре 1920 г. был избран на учредительном съезде Советов Казхастана народным комиссаром просвещения.
Позднее Ахмет Байтурсынов вёл активную научно-педагогическую и общественную деятельность: с 1921 по 1922 г.г. возглавлял Академический центр, с 1924 г. – член научно-методического совета при народном комиссариате просвещения, читал лекции по казахскому языку и литературе в Ташкентском институте народного образования, с сентября 1928 г. до июля 1929 г. работал в Алма-Атинском государственном университете.
Истинный учитель – всегда дитя своего народа. Он несёт ценности, накопленные в борьбе за счастье. В нём заключен цвет народного характера, нравственности, духовности. Эти черты помогли Ахмету Байтурсынову стать властителем дум казахского народа.
Байтурсынов мечтал видеть свой народ грамотным, просвещённым, культурным, сильным и независимым. Сакен Сейфуллин писал: «Ахмет служил казахскому народу, не жалея ни сил, ни здоровья». Он посвятил всю свою жизнь просвещению и служению народу.
Остаётся непогребённым моё дело,
Не об одном лишь дне я думаю.
Пусть люди не поймут, но я не грущу,
Ведь они думают о сегодняшнем дне,
А мой день – впереди.
Высокие идеи, разные грани таланта известного общественного и государственного деятеля Ахмета Байтурсынова оставили ярчайший след в истории Казахстана.
Баян ИСЕТОВА,
сотрудник Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.