Вечный след и немеркнущий свет Ахмета Байтурсынова

Выпуск - №40(537)   :   14.10.2022
1429

Ахмет Байтурсынов – сеятель человечности и знаний, Учитель нации, редактор, политик, поэт, переводчик, автор многих учебников, основоположник казахского языкознания, ученый-тюрколог. В каждой сфере своей деятельности он достиг крупных успехов. Он оставил многогранное наследие потомкам. 

Творческое Ахмета Байтурсынова наследие богато, разнопланово и актуально. «В ранней юности огромное влияние на выбор Ахметом стези просветителя оказал Ибрай Алтынсарин», – пишет Когабай Сарсекеев в своей работе «Честь и совесть нации, или Раздумья о жизни и творчестве Ахмета Байтурсынова».

Ахмету было 13 лет, когда жизнь преподнесла ему горький урок, разлучив с отцом. В 1886 г. царские власти устроили погром. Байтурсын Шошакулы, не выдержав несправедливости, вступил в борьбу. Вскоре после этих событий Байтурсын и его брат Актас решением военно-окружного суда были приговорены к каторжным работам на 15 лет. Но пример его отца поселил в душе Ахмета вольнолюбие. В письмах к матери, написанных в 1909 году из Семипалатинской тюрьмы, Байтурсынов об этих трагических событиях вспоминал: «Сердце мое, сраженное в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и горький след».

Отец Ахмета, прощаясь с сыном, дал ему наказ: «Какие бы трудности ни ждали тебя, преодолей холод, голод, унижения – учись». На характер Ахмета повлияла и мать Кунше: умная, рассудительная, немногословная женщина. У неё был тяжёлый и упрямый нрав, но несмотря на это она пользовалась авторитетом среди сородичей. Кунше старалась воспитывать в своих детях мужество, силу, не сгибаться перед трудностями.

В девять лет Ахмета отдали учиться в аульную школу, где он познал азы мусульманской грамоты. В 13 лет он уже поступил в Тургайское русско-киргизское училище, основанное Ибраем Алтынсариным. Отсюда вышли лучшие представители казахской интеллигенции, будущие борцы за свободу. Сам Тургай – это историческая память, в нём отражена многовековая история казахов. 

В 1891 году Ахмет Байтурсынов с караваном отправился в г. Оренбург. Стойко преодолев лишения пути, он поступил в четырёхгодичную Оренбургскую учительскую школу, которую открыл Ибрай Алтынсарин. Здесь ярко проявились свойства личности Байтурсынова: чрезвычайная требовательность к себе и самодисциплина. Одарённый юноша, смышлёный и настойчивый в 1895 г. окончил полный курс обучения и навсегда связал свою жизнь с народным образованием.

Предназначение учителя – быть просвещённым человеком общества: образованность, переходящая в эрудицию, «всеведение», питающее ум, – это путь к успеху учителя. Таким был Ахмет Байтурсынов. Свою педагогическую деятельность он начал в Батпаккаринской волости Актюбинского уезда. В 1896-1897 годы работал в Аулиекольской волостной школе, а затем в Кустанайском двуклассном русско-киргизском училище, где преподавал киргизский (казахский) язык и литературу. Обучение велось по книгам и учебникам, составленным Ибраем Алтынсариным. 

В 1898-1909 годах Байтурсынов работал учителем Каркалинской русско-киргизской (казахской ) школы, затем заведующим Каркалинским русско-киргизским (казахским) училищем. В годы своего учительства он переводил на казахский язык басни Крылова, которые и сегодня являются настольной книгой и служат образцом народных изречений. В октябре 1920 г. был избран на учредительном съезде Советов Казхастана народным комиссаром просвещения.

Позднее Ахмет Байтурсынов вёл активную научно-педагогическую и  общественную деятельность: с 1921 по 1922 г.г. возглавлял Академический центр, с 1924 г. – член научно-методического совета при народном комиссариате просвещения, читал лекции по казахскому языку и литературе в Ташкентском институте народного образования, с сентября 1928 г. до июля 1929 г. работал в Алма-Атинском государственном университете.

Истинный учитель – всегда дитя своего народа. Он несёт ценности, накопленные в борьбе за счастье. В нём заключен цвет народного характера, нравственности, духовности. Эти черты помогли Ахмету Байтурсынову стать властителем дум казахского народа. 

Байтурсынов мечтал видеть свой народ грамотным, просвещённым, культурным, сильным и независимым. Сакен Сейфуллин писал: «Ахмет служил казахскому народу, не жалея ни сил, ни здоровья». Он посвятил всю свою жизнь просвещению и служению народу. 

Остаётся непогребённым моё дело,
Не об одном лишь дне я думаю.
Пусть люди не поймут, но я не грущу,
Ведь они думают о сегодняшнем дне,
А мой день – впереди.

Высокие идеи, разные грани таланта известного общественного и государственного деятеля Ахмета Байтурсынова оставили ярчайший след в истории Казахстана.

Баян ИСЕТОВА,
сотрудник Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».