Старшекурсники Костанайского высшего педагогического колледжа недавно представили свои достижения на диалоговой площадке со студентами 1 курса, рассказали о своих идеях, проектах и способах достижения поставленных целей. Особый интерес вызвала деятельность эковолонтёра Марии УТЕЛЬБАЕВОЙ и лингвиста Алины КОВАЛЁВОЙ. Представляем читателям «УП» беседу с этими активными и инициативными студентками.
Проблемы нужно решать на стадии их зарождения
- Я занимаюсь волонтёрством более трёх лет, с 1 курса. Началось всё с обычной акции, на которую я пошла в выходной, решив провести день с пользой, – рассказывает Мария Утельбаева, будущий учитель начальных классов. – Эковолонтёрство – самое доступное, каждый человек может выйти и убрать территорию своего двора или общественную территорию, как это было на субботниках в СССР. Это важно не только для нашего города иои страны, но и для всего мира. Проблемы нужно решать на стадии их зарождения, а не когда ситуация становится критической.
Я поняла, что мне экологическое волонтёрство интересно, это та деятельность, которая действительно не оставляет равнодушной, и я начала активно заниматься работой в направлении экологии. Ознакомилась с деятельностью фонда ЮНИСЕФ Организации объединённых наций, представительство которого находится в Казахстане, с его онлайн-проектами по правам детей, BeGreen (осведомлённость детей, подростков об экопривычках). А затем я беседовала со школьниками о планетарных кризисах современного мира. Этот проект реализуется волонтёрами в разных городах Казахстана.
Впоследствии я поняла, что мне нужна команда единомышленников, одной работать всё-таки тяжело. На 2 курсе я решила создать команду, объявив набор волонтёров в колледже, и ко мне присоединились многие студенты. Так появилась волонтёрская команда «GoodWill» («Добрая Воля»). Сейчас в ней семьдесят пять человек. Мы не только участвуем в масштабных проектах различных организаций, но и создаём свои.
Один из недавних нашим проектов – «EcoChildhood», направленныйна экообучение. Раньше делался ориентир на 7-11 классы, но я знаю как педагог, что все основы закладываются в начальном звене. Чтобы сделать информацию доступной для детей, необходимо было подготовить методический урок, также нами был продуман дизайн плакатов, проведён конкурс-выставка рисунков, чтобы дети практически закрепили материал. И в конце минувшего года я получила признание за свою работу получив в Астане премию «Волонтёр года» в номинации «За вклад в сохранение и защиту окружающей среды».
Мне довелось побывать в Германии (я занимаюсь изучением немецкого языка), и я обратила внимание, как по-разному относятся к окружающей среде жители наших стран. Мне кажется, в Казахстане недостаточно регулируются законом соблюдение санитарных норм, утилизация мусора. Люди в нашей стране, к сожалению, не думают о последствиях, а мусорные контейнеры на остановках, которые предназначены для сортировки мусора, по сути не работают. В Германии общество пришло к обязательной сортировке мусора уже давно, в РК только сейчас спохватились и обратили внимание на эту проблему. К тому же большинство людей не видит, что у нас происходит на свалках и в переработочных центрах. Как мне кажется, дело ещё и в поколении, взрослых людей труднее переубедить. Я очень рада, что молодёжь и дети, которых мы обучаем эконавыкам, учатся бережно относиться к миру.
Помимо волонтёрской деятельности я учусь на курсах немецкого языка при областной Ассамблее народа Казахстана, посещаю клуб немецкой молодёжи. В клубе три основных кружка: «Deutsche Küche» (немецкая кухня), «Geschichte» (история этнических немцев) и Бельгероведение. Последний был учреждён в честь 90-летия со дня рождения Герольда Бельгера. Это казахстанский переводчик, прозаик, публицист, литературовед. Он переводил классиков казахской литературы на русский язык, написал немало романов, повестей и литературных работ, посвящённых судьбе российских немцев. Сейчас мы изучаем биографию и читаем произведения Герольда Карловича.
Языком я занимаюсь и на курсах (три раза в неделю), и дома как минимум по часу в день. Я считаю, что немецкий – один из главных языков мира, язык поэтов и мыслителей. Но и английский как язык международного общения я тоже планирую как следует изучить. Непрерывно самосовершенствоваться – это моя главная задача. Очень хочется оставить добрый след.
Я не надеюсь ни на кого, кроме себя
Студентка 4 курса специальности «Педагогика и методика преподавания языка и литературы основного среднего образования» Алина Ковалёва изучила китайский язык и открыла в Костанае школу китайского языка «Together scholl».
- Прежде я больше семи лет занималась вокалом, но когда решила изучать китайский язык, с пением пришлось проститься, потому что этот язык требует много времени и сил, – говорит Алина. – Вот уже пять лет я занимаюсь китайским языком, сначала по урокам на каналах YouTube (хорошие программы было найти ещё не так просто), потом с репетитором. Именно она натолкнула меня на идею языковой школы китайского, потому что через три года обучения я уже поняла, что хочу развиваться в этом плане.
Раньше у меня был клуб по изучению анлийского языка в библиотеке им. И.Алтынсарина, так что начало подобной работы было уже положено. Сначала я занималась китайским с одной ученицей, но в сентябре прошлого года начали появляться новые ученики, их становилось всё больше и больше. И я открыла свой кабинет. Сначала были лишь стол и табуретка, но сейчас это уже вполне обустроенное помещение.
С идеей школы английского и китайского языков «Together scholl» я участвовала в стартап-проектах под руководством научного руководителя Галии Султановой. К сожелению, выиграть не довелось. Сначала было обидно. Но в итоге я поняла, что не стоит ни на кого надеяться, а надо действовать самой.
Конечно, китайский язык для изучения не самый простой, особенно тяжёлые моменты связаны с иероглифами, потому что мы их не пишем, а рисуем. Но главное вникнуть! На первых занятиях ученики часто не понимают что делать, говорят, что ничего не получится, но я ищу подход к каждому. Если человек пришёл на занятия без цели, скорее всего, он не сможет выучить язык. Поэтому первым делом на пробных уроках я спрашиваю: «Для чего вы изучаете китайский язык?» Чаще всего звучат такие ответы: чтобы поехать в Китай, чтобы работать, для себя…
Изначально, когда я только открывала языковую школу, в ней было предусмотрено преподавание семи языков: японский, турецкий, китайский, английский, казахский, русский и корейский. Но, к сожалению, пришлось столкнуться с безответственными преподавателями, и я решила оставить только те языки, в преподавании которых я могу полагаться на себя. Сейчас в школе кроме китайского мы занимаемся чешским языком (его преподаёт девушка, которая живёт в Чехии) и японским (преподаватель его изучала как второй профильный предмет). Но эти курсы проходят в онлайн-формате. Самому младшему моему ученику 6 лет, самому старшему – 36. И абсолютно любой желающий может записаться в школу.
Денис ПАРИЦКИЙ
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.