Костанайский студент Никита Журавлёв снимает видеоблоги о проблемах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями: отсутствие пандусов и подъёмников в зданиях, доступность общественного транспорта для колясочников. За свою активную социальную деятельность Никита был назначен на должность внештатного советника по инклюзии акима города (?).
Из-за мышечной дистрофии, вызванной редким заболеванием – миопатией Дюшенна, юноша вынужден передвигаться с помощью инвалидного кресла, что создает определённые трудности при передвижении по улицам города. Именно это подвигло его заниматься блогерством, чтобы доносить до общественности заботы инвалидов.
- Заболевание появилось в детстве, с тех пор я ездил с родственниками по врачам и пробовал разные варианты лечения, что немного помогало облегчить течение болезни. Однако в 2017 году всё равно пришлось сесть в коляску, – рассказывает Никита Журавлёв. – По улице я передвигаюсь в электрическом кресле, а для поездок в центр города мне необходимо пользоваться общественным транспортом. Раньше вся надежда была на маленькие автобусы «СарыаркаАвтоПром», так как только они были оснащены выдвижными пандусами. К счастью, сейчас появились новые автобусы «Ютонги», и выбора стало больше.
До 7 класса Никита ходил в школу, как и все сверстники. А оканчивал её уже будучи на домашнем обучении. Сейчас парень учится дистанционно в московском университете «Синергия».
- После перехода на домашнее обучение мне назначили учителей, которые лично приходили для проведения занятий. Нагрузка при этом стала немного меньше, чем раньше. Все экзамены я также сдавал дома, – поясняет отмечает блогер. – А при поступлении в университет я перешёл полностью на дистанционной формат. Сейчас у меня есть возможность изучать дисциплины в любое удобное время. Это положительно повлияло на мою успеваемость, так как у всех своя скорость работы и режим. Помимо этого, я прохожу все сессии в электронном формате.
Но у дистанционного обучения также есть и спорные стороны. К примеру, преподавательский состав напрямую не контактирует со студентами, кроме редких вебинаров, где с ними можно общаться в чате. Все материалы загружаются в электронную систему, и их необходимо самостоятельно изучать, а обратная связь доступна только через куратора.
- Есть сложности в общении с одногруппниками. Я смог познакомиться с ними только после того как предложил создать общий чат группы. Так у меня появилась связь с несколькими ребятами со своего курса. Большинство из них, к сожалению, на контакт не шли, и спустя время покинули группу. Огорчает отсутствие возможности встретиться с приятелями по учёбе, поскольку они даже не живут в Костанае, – делится Никита.
Его радует положительная тенденция с появлением пандусов и специальных подъёмников в образовательных учреждениях. Однако даже там не везде предусмотрены удобства для людей с особыми потребностями.
- Прошлым летом в КРУ установили хороший подъёмник, об этом я даже снял отдельный сюжет для Инстаграм. А вот подъёмник в КИнЭУ выглядит ненадёжно из-за того, что поднимается на большую высоту, на которую я бы не рискнул забраться, – говорит Никита. – Ещё я обнаружил, что в здании КРУ у меня нет возможности попасть на второй этаж. Поэтому для людей с особыми потребностями всё ещё предпочтителен вариант с дистанционным образованием.
Что касается местных библиотек, то видно, что органы управления стараются сделать чтение доступным для всех, однако некоторые сложности остаются:
- Костанайская областная библиотека имени Толстого не во всём подходит людям с особыми потребностями. Колясочники могут попасть только на первый этаж с помощью подъёмника, а на второй, где находится большинство книг, уже не поднимешься. Доступность не до конца проработана, но, справедливости ради, не могу сказать, что в других библиотеках лучше.
Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что с каждым годом образование в Костанае становится всё более инклюзивным. Но есть вещи, которые ещё стоит прорабатывать. Например, удобство перемещения внутри зданий с возможностью без проблем посещать любой этаж, столовую и туалет. Каждому костанайскому университету необходимо предоставлять возможность для дистанционного обучения. А наличие пандусов и подъёмников должно быть обязательным стандартом для всех образовательных организаций.
Владимир ЛАКАМОВ
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.