Инклюзивность в развитии

Выпуск - №5(602)   :   07.02.2024
307

Костанайский студент Никита Журавлёв снимает видеоблоги о проблемах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями: отсутствие пандусов и подъёмников в зданиях, доступность общественного транспорта для колясочников. За свою активную социальную деятельность Никита был назначен на должность внештатного советника по инклюзии акима города (?). 

Из-за мышечной дистрофии, вызванной редким заболеванием – миопатией Дюшенна, юноша вынужден передвигаться с помощью инвалидного кресла, что создает определённые трудности при передвижении по улицам города. Именно это подвигло его заниматься блогерством, чтобы доносить до общественности заботы инвалидов.

- Заболевание появилось в детстве, с тех пор я ездил с родственниками по врачам и пробовал разные варианты лечения, что немного помогало облегчить течение болезни. Однако в 2017 году всё равно пришлось сесть в коляску, – рассказывает Никита Журавлёв. – По улице я передвигаюсь в электрическом кресле, а для поездок в центр города мне необходимо пользоваться общественным транспортом. Раньше вся надежда была на маленькие автобусы «СарыаркаАвтоПром», так как только они были оснащены выдвижными пандусами. К счастью, сейчас появились новые автобусы «Ютонги», и выбора стало больше. 

До 7 класса Никита ходил в школу, как и все сверстники. А оканчивал её уже будучи на домашнем обучении. Сейчас парень учится дистанционно в московском университете «Синергия». 

- После перехода на домашнее обучение мне назначили учителей, которые лично приходили для проведения занятий. Нагрузка при этом стала немного меньше, чем раньше. Все экзамены я также сдавал дома, – поясняет отмечает блогер. – А при поступлении в университет я перешёл полностью на дистанционной формат. Сейчас у меня есть возможность изучать дисциплины в любое удобное время. Это положительно повлияло на мою успеваемость, так как у всех своя скорость работы и режим. Помимо этого, я прохожу все сессии в электронном формате. 

Но у дистанционного обучения также есть и спорные стороны. К примеру, преподавательский состав напрямую не контактирует со студентами, кроме редких вебинаров, где с ними можно общаться в чате. Все материалы загружаются в электронную систему, и их необходимо самостоятельно изучать, а обратная связь доступна только через куратора. 

- Есть сложности в общении с одногруппниками. Я смог познакомиться с ними только после того как предложил создать общий чат группы. Так у меня появилась связь с несколькими ребятами со своего курса. Большинство из них, к сожалению, на контакт не шли, и спустя время покинули группу. Огорчает отсутствие возможности встретиться с приятелями по учёбе, поскольку они даже не живут в Костанае, – делится Никита. 

Его радует положительная тенденция с появлением пандусов и специальных подъёмников в образовательных учреждениях. Однако даже там не везде предусмотрены удобства для людей с особыми потребностями. 

- Прошлым летом в КРУ установили хороший подъёмник, об этом я даже снял отдельный сюжет для Инстаграм. А вот подъёмник в КИнЭУ выглядит ненадёжно из-за того, что поднимается на большую высоту, на которую я бы не рискнул забраться, – говорит Никита. – Ещё я обнаружил, что в здании КРУ у меня нет возможности попасть на второй этаж. Поэтому для людей с особыми потребностями всё ещё предпочтителен вариант с дистанционным образованием. 

Что касается местных библиотек, то видно, что органы управления стараются сделать чтение доступным для всех, однако некоторые сложности остаются:

- Костанайская областная библиотека имени Толстого не во всём подходит людям с особыми потребностями. Колясочники могут попасть только на первый этаж с помощью подъёмника, а на второй, где находится большинство книг, уже не поднимешься. Доступность не до конца проработана, но, справедливости ради, не могу сказать, что в других библиотеках лучше. 

Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что с каждым годом образование в Костанае становится всё более инклюзивным. Но есть вещи, которые ещё стоит прорабатывать. Например, удобство перемещения внутри зданий с возможностью без проблем посещать любой этаж, столовую и туалет. Каждому костанайскому университету необходимо предоставлять возможность для дистанционного обучения. А наличие пандусов и подъёмников должно быть обязательным стандартом для всех образовательных организаций. 

Владимир ЛАКАМОВ

Реклама

Когда старшие пытаются привести ребёнка к состоянию покоя, неподвижности, они вредят его здоровью, портят его жизнь, обездвиживают его способность приобретать знания. Самый трудный урок, который приходится усваивать ребёнку, – это деловой: ребёнок должен научиться приспособляться к людям и к работе, и, если тут его постигнет неудача, никакое количество книг не может поправить дело. Практический способ кажется самым простым и самым подходящим для решения этой задачи.