Возраст нашей земли насчитывает более 4 млрд лет. И не всегда Земля была такой, какой мы привыкли её видеть.
Как начиналась жизнь на земле? Какие животные, растения её населяли, как они выглядели, какой был климат, как появился человек? Всё это любопытно людям, а отвечает на эти вопросы палеонтология. Палеонтологический материал при изучении географии представлен в учебной программе в очень малом объёме. В школе закладываются теоретические основы эволюции живой природы, которые важны при изучении других разделов географии, истории. Палеонтология – наука, которая реконструирует по найденным останкам, то есть окаменелостям, внешний вид древних животных и растений, их биологические особенности.
Ученик 9 класса ОШ им. А.Кунанбаева Ростислав Фоменко увлекается палеонтологическими раскопками. Все началось с мультфильма про динозавров. Летописи древнего доисторического мира запали в душу с детства. Ростислав ждал свежие серии, а также старательно записывал в особую тетрадку приобретённые из мультфильма знания. Мальчику было интересно всё: чем питались, где обитали, как выглядели динозавры. И даже было немного грустно, что такие сильные зверюги вымерли на всей планете. Почему? Как? Ответить на вопросы помогали книги, энциклопедии. Ростислав продвигался в исследовании древнего мира и настолько преуспел, что однажды, на внеклассном мероприятии, ему предоставилась возможность провести свободный урок, чтобы он поделился с одноклассниками своими знаниями о найденных в заброшенном карьере с. Гурьяновки останках акульих зубов, минералов, рассказал о раскопках и как проходило его исследование.
ученик Фоменко Ростислав и учитель Мухамедгалиева Ж.Е
Так мы начали собирать коллекцию и создали лэпбук находок с. Гурьяновки. С тех пор Ростислав нашел множество зубов доисторических обитателей океана Тетиса, который несколько десятков миллионов лет назад заполнял нашу территорию. Написав научный исследовательский проект, Ростислав Фоменко защитил работу на областном этапе НОУ в г. Костанае, где занял 2 место. А материалы лэпбука могут быть применены на уроках географии и истории, а так же окружающего мира, краеведения и во внеурочной деятельности. Мы убеждены, что найденные на территории нашей местности окаменелости имеют тесное сходство с описанием окаменелостей в литературных источниках.
Жамиля МУХАМЕДГАЛИЕВА,
учитель географии Карабалыкской ОШ им. Абая Кунанбаева
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.