Безопасность в интернете: рекомендации экспертов

Выпуск - №5(602)   :   07.02.2024
190

Десятки стран мира 6 февраля отмечают Всемирный день безопасного интернета. В этот день важно уделить особое внимание одной из наиболее уязвимых аудиторий – несовершеннолетним пользователям. 


Основные угрозы, связанные с присутствием в интернете, можно разделить на три большие группы. Первая – это случаи агрессии, кибербуллинга и получения контента, не предназначенного для просмотра несовершеннолетними. Как показывает статистика, до 20% детей и подростков из Казахстана в возрасте 11-15 лет регулярно сталкиваются с травлей и агрессией в интернете. Причем чем младше пользователь, тем чаще подобное происходит. 

Вторая опасность связана с интернет-зависимостью. Количество времени, которое мы проводим в интернете, растёт с каждым годом. Учитывая, что в Казахстане интернетом постоянно пользуются 98,7% молодых людей, казахстанцы находятся в зоне риска. 

Третья группа проблем – это фейки, стремительно распространяющиеся в сети, для внутренней борьбы с которыми многим, особенно детям, пока что не всегда хватает критического мышления.

Более года назад TikTok запустил кампанию «Академия безопасности», в работе которой приняли участие ЮНИСЕФ, а также образовательные учреждения и популярные криэйторы из Казахстана. В рамках кампании были подробно освещены темы кибербуллинга, медиаграмотности и цифрового благополучия. Пользователи узнали, как обезопасить себя и своих близких, используя для этого многочисленные инструменты платформы. 

Одним из важных инструментов обучения пользователей стало создание семейного руководства – комплексного документа, разработанного специально для казахстанской аудитории при участии ЮНИСЕФ и призванного разъяснить пользователям страны, как работают инструменты безопасности платформы и как эффективно использовать их, чтобы обеспечить безопасность подростков. Рекомендации по ответственному цифровому воспитанию разработаны экспертами ЮНИСЕФ.

Вот некоторые из них. Дети и подростки развивают положительные цифровые навыки, участвуя, в том числе, в развлекательных онлайн-мероприятиях. Однако на этом пути им нужна поддержка и помощь, например, в овладении механизмами критического мышления. Выстраивая общение с подростком, важно разъяснять ему различные аспекты онлайн-активности, не скрывая и возможных угроз.

Беспокойство родителей – это естественное чувство, которое одинаково относится к офлайн- и онлайн-сферам жизни ребёнка. Крайне важно не пытаться давить на него своими страхами через запреты и ограничения, а договариваться с ним.

Именно доверительные отношения с подростком позволят удостовериться в том, что он использует интернет безопасно. Ему должно быть комфортно поделиться с родителями даже личными моментами. А честный рассказ о различных видах контента, который может ему встретиться, позволит избежать шока и поможет подростку выстроить правильную и безопасную стратегию поведения в таких случаях.

Между защитой ребёнка и вторжением в его личное пространство пролегает очень тонкая грань, которая является индивидуальной для каждой семьи. Крайне важно добиться того, чтобы ребёнок понимал: ему доверяют, а не пытаются им помыкать. 

Если, несмотря на все предосторожности, ребёнок стал жертвой кибертравли, следует сохранять спокойствие. Поговорив с ним и выяснив все детали, взрослый сможет собрать доказательства, например, скриншоты и переписки, заблокировать агрессора и отправить на него жалобу. 

Следует помнить, что некоторые дети становятся не жертвами, а агрессорами. Последним также часто требуется помощь и доверительная беседа, которая поможет ребёнку понять, преодолеть и перерасти его текущее состояние.

Кстати, для родительского контроля в TikTok предусмотрена функция «Семейные настройки». 

Пресс-служба агентства Cange PR

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".