В современном обществе буллинг остаётся одной из самых актуальных проблем подростковой среды. Агрессия, насмешки, издевательства и кибербуллинг стали частью повседневной жизни многих школьников.
Это не просто детские конфликты. Травля может привести к серьёзным психологическим последствиям, включая тревожность, депрессию и даже суицидальные мысли. Как педагог-психолог я систематически провожу тренинги по профилактике буллинга среди подростков, поскольку считаю, что именно ранняя профилактика помогает изменить ситуацию. Важно не только рассказывать детям о последствиях буллинга, но и формировать у них навыки ненасильственного общения, эмпатию и уверенность в себе.
Мои тренинги направлены на развитие ключевых навыков, позволяющих подросткам выстраивать здоровые отношения в коллективе.
* Эмпатия и понимание чувств других. Мы разбираем ситуации, учимся смотреть на проблему глазами другого человека, анализируем эмоции и реакции. Это помогает подросткам осознать последствия своих слов и поступков.
* Навыки общения и самовыражения. Многие дети не умеют выражать свои мысли без агрессии или страха. Через ролевые игры и дискуссии мы учимся вести диалог, аргументировать свою позицию и уважать мнение собеседника.
* Разрешение конфликтов. Я показываю, как находить компромиссы, обсуждать разногласия без перехода на личности, искать решения, которые устраивают обе стороны.
* Формирование позитивного климата в коллективе. Важно, чтобы школьная среда была безопасной и дружелюбной. Для этого мы проводим групповые упражнения, развивающие командный дух и взаимопомощь.
После участия в тренингах подростки начинают осознавать, что буллинг – это не безобидная шутка, а серьёзная проблема. Они учатся взаимодействовать друг с другом на основе уважения, находить способы выражать эмоции без агрессии и поддерживать сверстников в сложных ситуациях. Но важно понимать, что профилактика буллинга – не разовое мероприятие, а системная работа. Она требует участия не только педагогов, но и родителей, которые должны быть внимательными к эмоциональному состоянию своих детей.
Буллинг – проблема, с которой нельзя мириться. Каждый подросток имеет право на безопасную и комфортную среду. Именно поэтому я продолжаю работать с детьми, помогая им осознать важность взаимоуважения и доброжелательного общения. Чем больше мы будем говорить об этой проблеме и искать пути её решения, тем больше шансов создать среду, где нет места травле.
Гульбахыт БИРЖАНОВА,
педагог-психолог Аулиекольской ОШ им. И.Я.Сьянова
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.