Две судьбы

Выпуск - №24(471)   :   21.06.2021
135

80 лет назад 22 июня 1941 года прозвучали первые выстрелы, прогремели первые взрывы страшной войны, которую позже назвали Великой Отечественной. Давно заросли окопы, состарились и улетели в небо вместе с журавлиным клином солдатские вдовы. Но раны в сердце не заживут никогда.

Генетическая память никогда не даст нам забыть о тех страшных потерях, о родных и близких, отдавших свою жизнь за мирное небо грядущих поколений. Речь пойдет о двух добровольцах, которые в первые войны стали штурмовать РВК Фёдоровского района.Одним из них был брат моего деда –Павло Васильевич Вечер, а другим – Айтуар Досанов, дедушка моей однокурсницы. 
Павло ушёл на фронт добровольцем. В 1942 году на него пришла похоронка. Официально он похоронен в братской могиле у деревни Панькино в Сталинградской области. В 1943 году во время подготовки битвы на Курской дуге мой дед, Дмитрий Васильевич Вечер – лейтанант и командир конной дивизионной разведки лоб в лоб столкнулся со своим братом Павло, который, по словам деда, служил в экипаже танка Т-34 механиком-водителем. В 1945 году воскресший из мёртвых Павло готовил свой танк, согласно письму родным в Банновку, к параду Победы. В письме говорилось также о том что после парада их направят на войну с Японией. Затем след Пало Васильевича надолго исчез. В конце 50-х годов в з/с им. Докучаева на целину приехал Василий Ильич Глебов, который утверждал, что служил в одной танковой части с Павло Вечером, уроженцем Фёдоровского района. Больше родные ничего о Павле не знали. Где нашёл свой последний приют банновский танкист – неизвестно.До войны он был женат, детей с супругой не имели. Я, будучи его внучатым племянником, хотел бы поклониться праху, и если под Сталинградом похоронен не он, то где же тогда нашёл свой последний приют брат моего деда.
Когда я учился в университете, лекции о Великой Отечественной войне читал нам Валерий Николаевич Огай. Он как живая энциклопедия сыпал названиями фронтов, номерами соединений, именами командиров полков и армий. Было видно , что человек «сел на своего конька» и является большим специалистом в данной области. Асыл Уралбаева, моя однокурсница, посетовала тогда, что её дед по матери Айтуар Досанов погиб в самом начале войны. Прошло много лет после университета. Мы как-то созвонились и начали делиться новостями. Асыл рассказала мне о том, что недавно узнала о судьбе своего дедушки. После официального уведомления РВК он провоевал аж до 1944 года, совсем немного не дожив до победы. Имел воинское звание ефрейтор, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны ІІ степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Досанов был артеллеристом, из своего орудия в одиночку уничтожал боевую технику и живую силу противника. Кто знает, может быть наш земляк, если бы вражеская пуля не оборвала его жизнь, дошёл бы до Берлина и мог бы стать одним из тех, кто воодрузил Знамя Победы на куполе рейхстага. По воспоминаниям тех, кто был знаком с Айтуаром, он отличался недюжинной физической силой, был высокого роста. Стать офицером ему помешало отсутствие образования.


В память о Павле Вечере осталась только эта фотография (он - высокий парень в кепке)

С Павлом Вечером Айтуар Досанов ровесники и земляки. Возможно ехали на фронт в одном эшелоне, ели кашу из одного котелка. Мой дед, Дмитрий Васильевич, прошедший всю войну, признавался мне, что брата своего сильно любил. Тот был старше и заботился о нём. Почти в каждый День Победы деду хотелось выйли за околицу села и крикнуть: «Где ты,Павло? Отзовись, брат». Конечно, кричал молодой лейтенант Митька и звал брата, став Дмитрием Васильевичем, а в ответ – тишина.Только плач перепёлки в ночи.
Галина Айтуровна Досанова была единственной дочерью нашего героя. Всю свою жизнь она проработала в различных учебных заведениях Урицкого района. На пенсию она вышла, работая в известной Караобинской школе учителем русского языка и литературы. С отчимом у Галины Айтуаровны сложились прекрасные отношения, он стал для неё настоящим отцом. Но чем старше становилась, тем чаще ей снился отец. Как сказочный Алпамыс он сокрушал ненавистного врага, бесстрашно шагая и приближая Великую Победу. Она очень хотела поклониться праху отца, побывать на его могиле. К сожалению, она не дожила до того момента, когда стала известна правда о героическом отце. Долго шла весточка о солдате в родные края. Мечту Галины Айтуаровны исполнят дети и внуки. 
Моим землякам, погибшим и пропавшим без вести, я посвящаю следущие стихи.
Где вы, Родины дети? Чья земля бережет ваши кости?
Где спасённое знамя? И где тот ковыль , что горел под ногами?
Лежите вы в братских могилах, в крови гимнастёрка с пилоткой.
Вас ваши невесты забыли, бойцы поминали наркомовской водкой.
Не всем довелось до Берлина, не все, кто дошёл, возвратились обратно.
Плачет мать по погибшему сыну, и по мужу рыдает солдатка.
В мае белят обелиски, сажают аллеи славы...
А в альбоме пожелтел треугольник – отправитель пал в битве кровавой.

Сергей ВЕЧЕР,
учитель истории и краеведения Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.