Работа в системе «человек – человек» требует большой эмоциональной отдачи. Но где найти источник энергии, как избежать полного истощения душевных сил и профессионального выгорания? Об этом рассказали специалисты Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Костанайской области.

Проблему детально изучали в ходе областного обучающего семинара-практикума «Профессиональное и эмоциональное выгорание методистов отделов образования и педагогов-психологов». Он был разбит на теоретическую и практическую части. Слушателей ознакомили с первыми признаками профессионального выгорания и борьбы с ним, с методами эмоциональной разгрузки. Рассказали о передовых арт-терапиях, которыми пользуются ведущие психологи Казахстана и России. Такие семинары позволяют получить развёрнутую информацию, советы по совершенствованию работы с коллективом, которые станут особенно полезны педагогам, начинающим свой путь.
- Молодые учителя часто готовы работать на износ, не понимая, что не всегда это оправдано. Смещая акценты с одного на другое, анализируя ошибки, они слишком поздно понимают, почему дети их не слушают, а опытные учителя не перестают критиковать, – поясняет директор Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Елена Петренко. – Молодые специалисты приходят в школу с желанием качественно улучшить уровень своих будущих учеников. Работают 24 часа в сутки, стараются общаться с детьми на равных, быть искренними. Но впоследствии, не получая должной отдачи со стороны учеников, теряют запал. И недооценка среди руководства, напряжение от необходимости постоянно «держать марку» приводят к ещё большим разочарованиям. Здесь необходимы меры профилактики, каких сегодня немало.
На семинаре педагогов научили правильно снимать эмоциональное напряжение, выявлять первые признаки выгорания, а также показали приемы арт-терапии, которые позволяют раскрыть проблемы, когда её ещё не видно. Учителей не только проконсультировали, но и дали базу знаний, которую они смогут применять на рабочих местах, вместе с коллегами искореняя такую проблему как профессиональное выгорание.
- Учителя ежедневно выкладываются в полною силу, такова специфика нашей работы, но от этого не должны страдать дети, которые способны уловить малейшие эмоциональные всплески у взрослых людей и принять их близко к сердцу. Так может пропасть доверие ребёнка, понизится его самооценка. Порой тяжело справиться с проблемами, и когда человек морально истощается, важно знать, что именно нужно делать. И на этом семинаре мы открыли для себя новые знания, которые действительно необходимы нам в жизни и на работе, – поделилась мнением руководитель сектора воспитательной работы отдела образования акимата Костанайского района Оксана Попова.
По итогам обучения 60 участникам семинара были выданы сертификаты региональных тренеров, которые позволят обучать психологов школ и проводить профилактическую работу по профвыгоранию педагогов на местах.
Ксения МАЛИКОВА,
пресс-служба РЦППиДО
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».