Почему важно быть медиаграмотным?

Выпуск - №11(407)   :   13.03.2020
1076

«Медиаобразование» – сравнительно молодое направление, кажущееся понятным для педагогической общественности. Однако оно не всегда правильно воспринимается и используется. Возможно, поэтому оно так неразвито в Казахстане, когда уже более полувека в странах Запада включено в образовательный процесс.  

Термин медиаобразование впервые был введен зарубежными педагогами в документах ЮНЕСКО. В 1973 году медиаобразование определялось как обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. В настоящее время медиаобразование принято рассматривать, прежде всего, как процесс развития личности с помощью и на материалах медиа с целью формирования культуры общения с медиа, творческих коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, анализа и оценки медиатекстов. Обретённая в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля: телевидения, радио, кинематографа, прессы и интернета. Во многих странах (Великобритания, Канада, Австралия, Франция и др.) существует сложившаяся система медиаобразования в средних и высших учебных организациях. В ряде стран медиаобразование интегрировано в школьные предметы, а в Австралии, изучение его начинается в дошкольном возрасте! Исследователи вопроса медиаобразования нашей страны давно пришли к выводу: медиаграмотность должны преподавать в школах, колледжах и вузах специально обученные для этого медиапедагоги.

Наполнение медиаобразования включает в себя не только содержание средств массовой коммуникации, но, главным образом, содержание воспитания и развития сознательного и ответственного гражданина демократического общества.   

В связи с обилием поступающей информации и переходом в информационное общество различные медиасредства приобретают всё большее значение. Вместе с тем возникает множество трудностей при отборе информации. Поэтому современный человек должен быть медиаграмотным. Да, конечно же, в плоскость данного вопроса входит и профессиональное обучение будущих журналистов, и повышение квалификации работников СМИ, но главным все же остаётся медиаграмотность общества. Особая озабоченность представляется нам в повышении уровня медиаграмотности учащейся молодёжи. 

«Текстовое сообщение на мобильном телефоне, песня, художественный фильм или новость в вечерних новостях – все это СМИ, медиа. И если наши дети уже в школе научатся понимать, что им сообщают, они смогут думать и принимать творческие решения в будущем. Критический анализ СМИ – не профессия, а способ понять современную жизнь.» Е.Л. Вартанова, Я.Н. Засурский.

Итак, что же конкретно входит в понятие медиаграмотности? Прежде всего не стоит путать её с журналистикой. Медиаграмотный человек обладает комплексом компетенций по анализу и правильной оценке материалов СМИ, умеет создавать медиатекст, критически относится к получаемой информации.

Сегодня в медиа огромное количество недостоверной информации, как принято говорить сейчас – фейковой, то есть искажённой. К сожалению, такое встречается не только на страницах жёлтой прессы, этим грешат и  вполне уважаемые издания, в том числе и государственные. Однако последним зачастую доверяют. Поэтому одно из правил медиаграмотности гласит: любую информацию нужно перепроверить в различных источниках. Если в сообщении имеются ссылки на другие каналы информации, обязательно пройти по ним и дойти до первоисточника. 

Много сомнительной информации поступает в мессенджеры (WhatsApp, Viber и т.д.), не перепроверив контент люди продолжают пересылку, тем самым множат фейки. А ведь всего лишь надо было проверить по ключевым словам в поисковиках Google, Яндекс. Доходит до абсурда, когда в очередной раз на телефон приходят по третьему кругу одни и те же фейковые сообщения. 

Часто информация выглядит вполне правдивой, есть некоторые подтверждения в её полбзу в интернет-СМИ, но стоит проверить фото к нему, воспользовавшись обратным поиском того же Google, к примеру. Просто выберите опцию «поиск по картинке» и в появившемся окне загрузите фото, поисковик выдаст ссылки на другие страницы с этой картинкой, которая, возможно, использовалась уже лет пять назад, либо искажена графическими редакторами (отличный ресурс для проверки – Tineye.com). Сложнее проверить видеоролик. Здесь необходима и визуальная оценка, и проверка по основным тегам инфоповода в Youtube, можно сделать скриншот видео и провести манипуляции как и с фото.

Овладение медиаграмотностью – не только борьба с фейками. Это огромная работа по противостоянию манипуляции и пропаганде, распространяемым в СМИ. Каждый потребитель уже сегодня должен понимать, насколько объективно медиа в подаче того или иного материала, нет ли заинтересованной стороны. В информации может быть заложена проводимая идеология, образы и смыслы, которые подталкивают вас к определённым выводам. Таким образом сегодня средства массовой информации формируют мнение потребителя посредством сконструированных медиатекстов. В этом случае опять же нельзя просто не доверять одному и доверять второму источнику информации. Здесь необходимо включать критическое мышление. Взвесить определенные «за» и «против», сформировать для себя определённые выводы и возможно трансформировать их в собственный медиатекст. Вот здесь происходит рождение собственного мышления, которое и является целью медиаобразования. 

Таким образом, медиаобразование  – это мощный инструмент не только для понимания медиа, но и для развития личности. Внедрение медиаобразовательных технологий в учебный процесс – дело времени и соответствующих решений на государственном уровне. Сегодня же оно активно реализуется неправительственными организациями.  Другой вопрос – ответственность самих медиа, насколько они готовы перестраиваться и быть также независимыми, прозрачными и объективными?
      


Посмотрите на каждую часть фото в отдельности. Смысл снимка полностью меняется в зависимости от того, с какой стороны его обрезать. Слева — американские солдаты целятся в голову беззащитному пленному, справа — заботливый морпех поит раненого из фляги. Истина, как всегда, посередине. 

Слева на фотографии ничего особенного мы заметить не можем, снимок посередине — то, как все было на самом деле (солдаты спасают свинью от наводнения), справа — словно отбирают с автоматом поросенка у фермера.

Во всем мире растет дезинформация и попытки манипуляции общественным мнением со стороны правительства. Такой вывод недавно сделали исследователи из Оксфордского университета. Так за последние два года число стран, в которых проводились кампании политической дезинформации дошло до 70. Это в два раза больше, чем в 2017 году. В списке оказались почти все страны Центральной Азии – Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.

P.S. Мы будем благодарны, если учащиеся вашей учебной организации (с 15 лет) пройдут анонимный тест-опрос по теме медиаграмотности, который проводится в рамках диссертационного исследования  https://ru.surveymonkey.com/r/62F3FBJ  Активную ссылку можно найти на сайте и в социальных сетях газеты «Учительская плюс».
 

Зарина ЖИЛКИБАЕВА, 
магистрант КГУ им. А.Байтурсынова

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.