Психология – неотъемлемая часть работы педагога с детьми в процессе обучения любой дисциплине. Хочется рассказать о деятельности психологического кружка «Познай себя» в Доме детского творчества Костанайского района.

Программа кружка направлена на развитие взаимодействия не только педагога и ученика, но также ученика и родителя, всего окружения воспитанников. Во время занятий кружка ребята раскрываются, изучают свой внутренний мир, взаимодействуют с другими воспитанниками, что помогает сплочению и социализации подростков. В первом блоке программы проведения занятий проходит знакомство с учениками, их типом темперамента и характера, изучение самооценки и выявление социального статуса воспитанника внутри группы при помощи игр, упражнений «Меня зовут…, а вас как?», «Я и…?», «Скелет в шкафу», «Нарисуй соседа», «Кирпич в огороде» и т.д. Основная часть игр и упражнений является авторской.
Психологический кружок «Познай себя» призван не только выявлять и изучать личностные качества и характер учеников, но и направлен на коррекцию самооценки ребят, проработку их страхов, негативных эмоций, снятие тревожности и напряжения при помощи тренингов, игр, упражнений, терапий, консультирования и ассоциативных карт.

Арт-терапия, игровая терапия и сказко-терапия – одни из любимых занятий у ребят, которые они просят повторять неоднократно. После проведения таких терапий, по мнению ребят, у них поднимается настроение, проходит напряжение. По моим наблюдениям за работой с ребятами кружка «Познай себя», проблемная часть в младшем подростковом возрасте – это страхи темноты, высоты, смерти и т.д., взаимоотношения со сверстниками, а у старших подростков это проблемы с самооценкой, проблемы в семейных взаимоотношениях, снижение мотивационной сферы в обучении, взаимоотношения со сверстниками. Каждый ребёнок индивидуален, не всегда сразу раскрывается на групповых занятиях, поэтому необходимо время.

Работа с подсознанием и страхами детей является одной из самых сложных, так как не все умеют правильно понимать и рассказывать о своих чувствах и эмоциях. По моим наблюдениям воспитанники чаще всего склонны рассказывать о своих проблемах в небольших подгруппах, садясь в удобной позе и в кругу, чем сидя ровно за партой. Некоторые ученики не умеют высказываться устно, поэтому таким ребятам иногда в процессе работы предлагаю небольшие тесты, мини-сочинения, работу картинками и ассоциативными картами.
В работе над проблемами семейного характера для воспитанников была включена в программу методика расстановок по Хеллингеру, используя разные игрушки, карточки с ролями. Ребятам такой метод очень понравился. А результатом этого метода было снятие страха у воспитанника говорить с родителями о своих проблемах.
Помимо всех используемых методик в работе кружка «Познай себя» ребятам нравятся походы в лес, прогулки на свежем воздухе, выездные мероприятия, которые тоже включены обязательно в программу кружка. Осенью мы с ребятами побывали в лесу, в походе были проведены упражнения, игры, сказко-терапия. И зимой мы организуем игры на свежем воздухе для снятия напряжения, что очень положительно влияет на ребят.

По мнению моих воспитанников Айши Нурпоисовой, Татьяны Коця, Юлии Андрейчик, психологические знания необходимо давать в школе, на кружках, так как это помогает ребятам выстраивать правильно свои взаимоотношения с окружающими и в семье, помогает справиться со своими страхами и переживаниями. «Наш небольшой коллектив кружка – это маленький мир, где мы можем без стеснения поделиться своими мнениями, проблемами и страхами и узнать много интересного о психологии», – говорят участники кружка.
Результаты работы кружка «Познай себя» уже заметны: это сплочение коллектива, умение ребят правильно и точно говорить о своих чувствах, правильно ставить цели на будущее, а также адекватно оценивать себя и свои возможности. А самое главное достижение в работе кружков Дома детского творчества – это искренние улыбки воспитанников и слова благодарности их родителей за работу педагогов.
Галина ВЕККЕР,
педагог дополнительного образования ДДТ, Костанайский район
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».