Республика «Шанс» – атмосфера равноправия и взаимодействия

Выпуск - №5(602)   :   07.02.2024
224

Выпускники детских домов часто сталкиваются с трудностями в процессе адаптации к самостоятельной жизни. Недостаток внимания, постоянно меняющееся окружение, строгий контроль со стороны воспитателей и педагогов — все это негативно сказывается на навыках самоуправления и умении брать ответственность за свои действия. 

Выпускникам бывает сложно определить свои цели и планы на будущее, потому что в детском доме у них не всегда есть возможность делать осознанный выбор и принимать независимые решения. Чтобы помочь воспитанникам обрести навыки, которые понадобятся им после выпуска, в школе-интернате №1 (сегодня – Центре поддержки детей г. Рудного) была создана своя система самоуправления – детская республика «Шанс».

Детское самоуправление – это форма организации деятельности школьников, при которой они активно участвуют в принятии решений и планировании своих дел, самостоятельно оценивают полученные результаты, учатся высказывать своё мнение, реализовывать собственные идеи и инициировать изменения вокруг себя. Детская республика «Шанс» начала свою работу в 1996 году. Высший орган республики – съезд, который проводится три раза в год: в день выборов и инаугурации президента «Шанса», в день рождения организации и в конце учебного года для подведения итогов. У республики есть свои устав и конституция, во главе стоит президент – старшеклассник, который регулярно переизбирается. Список кандидатов доводится до всех воспитанников детского дома, после чего проводится голосование. Право голоса есть у всех школьников, начиная с 1 класса. Исполнительный и координирующий орган – совет министров формируется на выборной основе из учащихся 8-9 классов. Раз в неделю проводится заседание совета.

Каждая группа – это город. Города имеют местное самоуправление со своим акимом, названием, эмблемой и девизом. Один раз в неделю проводится заседание акимов, где они анализируют проделанную работу, организованные мероприятия и ставят задачи на следующий период. Младшие школьники перенимают опыт старших, учатся планировать и корректировать подход к своей работе, находить оригинальные решения и, главное, делать это самостоятельно. 

Совет самоуправления детской республики «Шанс» – это не просто формальное наименование. В их обязанности входит реализация самых разных задач: шефство над дошкольниками, самообслуживание в столовой и на территории детского дома, поддержание дисциплины, подготовка мероприятий, выпуск радиопередачи и стенгазеты, организация соревнований между группами. Совет самостоятельно решает, кого следует поощрить за успешное выполнение своих обязанностей или снять с должности. 

Благодаря работе органов самоуправления во внеучебную деятельность вовлекаются более 70% воспитанников детского дома. Дети сами оформляют плакаты к праздникам, организуют выставки поделок и рисунков: «Пасхальные поделки», «Новогодние сувениры», «Мы за ЗОЖ», «Таинственный космос», «Птица года», «Экспо-2018». Старшеклассники устраивают «Литературные гостиные» с приглашёнными поэтами города Рудного, реализуют собственные исследовательские проекты. Так был создан альбом о первостроителях Рудного: школьники собрали материал о начальнике местной автобазы, участниках украинского народного хора «Мрия» и других. Совет самоуправления берет на себя значительную часть подготовки традиционных мероприятий детского дома: выборов президента республики «Шанс», осеннего бала, конкурса «Две звезды», дня рождения республики «Шанс», линейки «Прощание с детским домом», выпускных вечеров. 

В период карантина работа самоуправления перешла на новый уровень. Активу пришлось проводить ещё больше мероприятий, часть из которых перешла в онлайн-формат: участвовать в челленджах, онлайн-конкурсах, вести блоги и онлайн-трансляции. Старшеклассники, посещающие студию звукозаписи, провели ряд передач из живого уголка. 

Дважды в год в День самоуправления активисты 7-10 классов самостоятельно проводят занятия в группах, гуляют с младшими детьми, организовывают игры и другие мероприятия. На плечи старшеклассников ложится ответственность за обеспечение учебно-воспитательного процесса в течение всего дня. 

Участие в детском самоуправлении на базе детского дома даёт возможность школьникам попробовать свои силы в обстановке, максимально приближённой к реальным условиям взрослой жизни. Республика «Шанс» помогает создать атмосферу равноправия, уважения и взаимодействия. Это помогает воспитанникам почувствовать себя значимыми и внести свой вклад в жизнь детского дома.

Елена СПАСЮК,
замдиректора по ВР Центра поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах, г. Рудный

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".