Нынешнее лето для воспитанников детско-юношеской организации «Жас улан» г. Аркалыка обещает быть насыщенным. Ожидаются новые поездки в рамках проекта «Ауылым – алтын бесігім». Правда, несколько изменится тематическая направленность проекта: если прежде он носил преимущественно историко-краеведческий, то нынешним летом проект обретет ярко выраженный экологический характер.

Нам предстоит реализация проекта «Чистый родник». Согласитесь, не случайно родина и родник – однокоренные слова со схожим смысловым значением. Исстари люди селились там, где была вода, у рек, у родников. Населённый пункт обязательно закладывался с привязкой к источнику воды. Поэтому источник воды всегда считался источником жизни.
В казахской степи отношение к родникам было особенно трепетное. Потребительское отношение к источнику воды напрочь исключалось вековыми традициями. Родники были равноценны культовым объектам поклонения. У казахов облагородить и очистить родник – это очень значимый поступок. Поэтому неудивительно, что иные названия родников обрастают легендами.
В аркалыкских степях, как и во всём Торгайском регионе, немало своих легенд, связанных с родниками: про их едва ли не чудотворные свойства и с увлекательными историями происхождения названий. В этом жасулановцы убедились в ходе исследовательских поездок по нашим бескрайним степям, по итогам которых была составлена подробная карта сакральных мест и географических достопримечательностей. Вот тогда и пришло понимание того, что необходимо собрать и систематизировать сведения о родниках нашего региона, очистить и вернуть им вторую жизни, чтобы усталый путник, как и встарь, мог насладиться родниковой водой.
Повышение экологической культуры стоит во главе угла. Отсюда и задача – формирование у детей и населения отношение к природе как к родному дому. Экология – термин греческий, означающий дом и науку. Следовательно, под этим подразумевается наука о доме.
Главной движущей силой при реализации экологического проекта призваны стать волонтёрские экологические группы и отряды «Зелёный патруль», формируемые из числа жасулановцев и учащихся школ в аулах, местностях, где расположены родники. В Аркалыкском регионе насчитывается более 100 родников с чистой, пресной, целебной водой. В основном они были обследованы в 60-е годы. К сожалению, сейчас большинство родников засорены, потеряли былой вкус, а многие погибли. Служб по очистке родников нет. Через несколько лет родники могут вообще исчезнуть, а люди могут потерять бесценный дар земли – чистую питьевую воду. А ведь вода на сегодняшний день является единственным природным ресурсом, который ничем нельзя заменить.
Предстоит обследовать родники и составить на каждого из них своеобразный экологический паспорт. Ну и, конечно, же, раз ставится задача вовлечение общественности в этот проект, в том числе, молодёжи, запланированы различные экологические акции – субботники и мероприятия просветительско-пропагандистского характера. Результаты его реализации, будут служить пособием для экологического просвещения школьников, необходимость внедрения которого, была высказана Президентом страны Касымом-Жомартом Токаевым.
Медиацентр проекта при ДЮЦ «Жас улан», г. Аркалык
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».