В рамках инженерной академии (нового формата раннего привлечения школьников к инженерным наукам) в КРУ им. А.Байтурсынова состоялось мероприятие «Занимательная физика» для учеников 4-9 классов, организованное совместно с управлением образования области.
Участниками встречи с преподавателями физики КРУ стали школьники области: костанайские ребята собрались в аудитории университета, а ученики школ других городов и районов – в онлайн-формате. Открыли познавательное мероприятие декан факультета машиностроения, энергетики и информационных технологий Берген Калаков и заведующая кафедрой математики и физики Анар Утемисова, которым и принадлежит инициатива этого интерактивного урока. Как пояснили организаторы, одна из идей инженерной академии – отход от традиционного «скучного» формата занятий, поэтому было решено провести урок физики в виде демонстрации различных экспериментов, в которых ученики сами могли принять участие. Учителя школ, подключившихся по видеосвязи, повторяли те же самые опыты на месте.
Были выбраны простые, но зрелищные эксперименты, не требующие сложного оборудования, чтобы сделать их доступнее для понимания и повторения: по плаванию тел в жидкостях различной плотности, по демонстрации невесомости, по передаче звуковых волн по тонкому шнуру (нитяной телефон), с волшебным цилиндром, который сам катится в гору, с марлей, через которую не проливается вода… Дети получили возможность самостоятельно провести опыты, а также попытаться их объяснить. Работали с учениками профессор кафедры математики и физики Владимир Поезжалов (идейный вдохновитель экспериментов) и старший преподаватель Юрий Мартынюк.
- Самым интересным и удивительным для школьников стал эксперимент с нитяным телефоном: две пустые пластиковые баночки соединяются между собой длинной тонкой верёвочкой, дети расходятся в противоположные стороны аудитории и выясняют, что если в одну баночку говорить, а другую приложить к уху, то звук передаётся практически как по телефону, – рассказывает Юрий Петрович. – Когда-то такой опыт был известен многим детям, которые подобным образом общались друг с другом из разных комнат и даже из соседних квартир или играя на улице. А для современных учеников такой способ передачи звука оказался открытием. Впрочем, практически все эксперименты заслужили внимание ребят. И не будет преувеличением сказать, что от урока занимательной физики школьники, как они сами признались, были в восторге.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.