В рамках инженерной академии (нового формата раннего привлечения школьников к инженерным наукам) в КРУ им. А.Байтурсынова состоялось мероприятие «Занимательная физика» для учеников 4-9 классов, организованное совместно с управлением образования области.

Участниками встречи с преподавателями физики КРУ стали школьники области: костанайские ребята собрались в аудитории университета, а ученики школ других городов и районов – в онлайн-формате. Открыли познавательное мероприятие декан факультета машиностроения, энергетики и информационных технологий Берген Калаков и заведующая кафедрой математики и физики Анар Утемисова, которым и принадлежит инициатива этого интерактивного урока. Как пояснили организаторы, одна из идей инженерной академии – отход от традиционного «скучного» формата занятий, поэтому было решено провести урок физики в виде демонстрации различных экспериментов, в которых ученики сами могли принять участие. Учителя школ, подключившихся по видеосвязи, повторяли те же самые опыты на месте.

Были выбраны простые, но зрелищные эксперименты, не требующие сложного оборудования, чтобы сделать их доступнее для понимания и повторения: по плаванию тел в жидкостях различной плотности, по демонстрации невесомости, по передаче звуковых волн по тонкому шнуру (нитяной телефон), с волшебным цилиндром, который сам катится в гору, с марлей, через которую не проливается вода… Дети получили возможность самостоятельно провести опыты, а также попытаться их объяснить. Работали с учениками профессор кафедры математики и физики Владимир Поезжалов (идейный вдохновитель экспериментов) и старший преподаватель Юрий Мартынюк.

- Самым интересным и удивительным для школьников стал эксперимент с нитяным телефоном: две пустые пластиковые баночки соединяются между собой длинной тонкой верёвочкой, дети расходятся в противоположные стороны аудитории и выясняют, что если в одну баночку говорить, а другую приложить к уху, то звук передаётся практически как по телефону, – рассказывает Юрий Петрович. – Когда-то такой опыт был известен многим детям, которые подобным образом общались друг с другом из разных комнат и даже из соседних квартир или играя на улице. А для современных учеников такой способ передачи звука оказался открытием. Впрочем, практически все эксперименты заслужили внимание ребят. И не будет преувеличением сказать, что от урока занимательной физики школьники, как они сами признались, были в восторге.
Светлана ОФИЦЕРОВА
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».