Когда школьники в восторге от физики

Выпуск - №7(604)   :   21.02.2024
398

В рамках инженерной академии (нового формата раннего привлечения школьников к инженерным наукам) в КРУ им. А.Байтурсынова состоялось мероприятие «Занимательная физика» для учеников 4-9 классов, организованное совместно с управлением образования области.

Участниками встречи с преподавателями физики КРУ стали школьники области: костанайские ребята собрались в аудитории университета, а ученики школ других городов и районов – в онлайн-формате. Открыли познавательное мероприятие декан факультета машиностроения, энергетики и информационных технологий Берген Калаков и заведующая кафедрой математики и физики Анар Утемисова, которым и принадлежит инициатива этого интерактивного урока. Как пояснили организаторы, одна из идей инженерной академии – отход от традиционного «скучного» формата занятий, поэтому было решено провести урок физики в виде демонстрации различных экспериментов, в которых ученики сами могли принять участие. Учителя школ, подключившихся по видеосвязи, повторяли те же самые опыты на месте. 

Были выбраны простые, но зрелищные эксперименты, не требующие сложного оборудования, чтобы сделать их доступнее для понимания и повторения: по плаванию тел в жидкостях различной плотности, по демонстрации невесомости, по передаче звуковых волн по тонкому шнуру (нитяной телефон), с волшебным цилиндром, который сам катится в гору, с марлей, через которую не проливается вода… Дети получили возможность самостоятельно провести опыты, а также попытаться их объяснить. Работали с учениками профессор кафедры математики и физики Владимир Поезжалов (идейный вдохновитель экспериментов) и старший преподаватель Юрий Мартынюк. 

- Самым интересным и удивительным для школьников стал эксперимент с нитяным телефоном: две пустые пластиковые баночки соединяются между собой длинной тонкой верёвочкой, дети расходятся в противоположные стороны аудитории и выясняют, что если в одну баночку говорить, а другую приложить к уху, то звук передаётся практически как по телефону, – рассказывает Юрий Петрович. – Когда-то такой опыт был известен многим детям, которые подобным образом общались друг с другом из разных комнат и даже из соседних квартир или играя на улице. А для современных учеников такой способ передачи звука оказался открытием. Впрочем, практически все эксперименты заслужили внимание ребят. И не будет преувеличением сказать, что от урока занимательной физики школьники, как они сами признались, были в восторге.

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.