Нужно сегодня позаботиться о тех, кто будет работать завтра

Выпуск - №7(655)   :   26.02.2025
141

image

В конце минувшей недели состоялось расширенное заседание коллегии управления образования с участием акима области Кумара Аксакалова «Об итогах деятельности сферы образования за 2024 год и перспективах развития на 2025 год».
Руководитель управления образования акимата Костанайской области Айман Ибраева подробно осветила основные итоги и достижения сферы образования за 2024 год. Так, было отмечено, что охват детей дошкольным образованием вырос и составляет 92%. За 2024 год введено семь новых детских садов, что позволило сократить дефицит почти на три тысячи мест. В 2025 году ожидается открытие двух детских садов на 560 мест. В ДО активно действуют инновационные площадки для всестороннего развития детей, уделяя особое внимание познавательной активности, экспериментальной деятельности.
В среднем образовании ведётся строительство 11 школ, из которых шесть – в рамках национального проекта «Комфортная школа» (с обучением на государственном языке). В текущем году планируется завершить строительство ещё двух комфортных школ и открытие трёх школ. Ведётся системная работа по улучшению качества образовательной среды в уже действующих школах: капитальный и текущий ремонт, приобретение кабинетов новой модификации, обновление учебного оборудования.
- Подчеркну, что повышение качества обучения в малокомплектной школе – это комплексная задача, требующая системного подхода, – сказала Айман Елемановна. – Одна из задач проекта, разработанного  управлением образования совместно с фондом «Qazaqstan halkyna» – создание условий, обеспечивающих равные образовательные возможности для всех учеников, независимо от места их проживания. В проекте участвуют 19 опорных и 57 прикреплённых к ним малокомплектных школ, которые обеспечиваются необходимым интерактивным оборудованием для проведения онлайн-уроков.
Айман Ибраева привела данные по растущим достижениям педагогов и учеников, которые ежегодно занимают призовые места в профессиональных, научных конкурсах и олимпиадах. Увеличилось количество присвоенных категорий педагогам.
- На республиканском уровне в 2024 году команда нашей области завоевала 1 место по предметам общественно-гуманитарного направления, – сообщила Айман Елемановна. – При этом остается проблемой успешность выступления по предметам естественно-математического цикла. Так, по предметам ЕМН в 2024 году результатов на уровне республики добились ученики Костаная, Рудного и Лисаковска, остальные регионы испытывают заметные трудности при подготовке по предметам данного цикла.
Одной из существенных проблем управлением образования отмечено сокращение количества учеников в сельских школах и, соответственно, несоответствие организаций образования гарантированному государственному нормативу сети.
- В связи с этим местным исполнительным органам важно оказывать содействие в приведении школ в соответствие с нормативом, использовать все возможности для увеличения контингента и  сохранения школы как центра жизни села, – обратилась к акимам районов Айман Ибраева.  
В связи со значительной потребностью в технических специальностях в Костанайской области подписан консорциум о создании Академии инженерии и транспорта  по реализации совместных проектов, программ и мероприятий. Теперь каждый старшеклассник может стать активным участником этого проекта.
Для поднятия престижа технического и профессионального образования особо актуальна профориентационная работа со школами. В рамках сотрудничества предприятий и колледжей планируется открытие 50 профильных классов. Также продолжится обучение старшеклассников на базе колледжей в рамках эксперимента. В этом году запланировано охватить бесплатным обучением 100% выпускников 9 классов.
Опыт по сотрудничеству крупного предприятия и колледжей региона представила заместитель генерального директора по персоналу и культуре ТОО «Евразийская группа» Анастасия Круч. Ярким и успешным примером синергии предприятия и учебного заведения стало сотрудничество компаний группы ERG и колледжей горнотехнического направления. С 2022 по 2024 годы по проекту «ERG для колледжей» на развитие материально-технической базы колледжей области было инвестировано 268 миллионов тенге, и эта работа будет продолжаться. Представители предприятий ERG вместе с колледжами разрабатывают образовательные программы, которые дают навыки для подготовки универсальных специалистов горнодобывающей отрасли. Для лучших педагогов, руководителей, студентов колледжей ERG организует ежегодные зарубежные стажировки в Германии, Франции, Китае.
О реализации проекта «Ауыл мектебі – сапа алаңы» рассказала директор Методического центра Айымгуль Балтабаева. Заместитель директора СШЛИИТ «Озат» Жахонгир Гаппаров представил доклад «Digital-технологии и искусственный интеллект в формировании конкурентоспособной личности учащегося и педагога».
Подводя итоги деловой встречи, аким области Кумар Аксакалов подчеркнул, что каждый руководитель предприятия, не только крупного, но и из сферы малого и среднего бизнеса, должен думать о том, кто у него будет работать. Особенно это касается села.
- Я часто слышу жалобы, что некому у нас работать. И тогда я спрашиваю: «А что ты сделал конкретно, чтобы у тебя в селе оставались выпускники школ? Ты хоть знаешь пофамильно, кто в этом году оканчивает школу и кто мог бы остаться работать в селе?» Не знают… – посетовал Кумар Иргибаевич. – Говорим, что некому работать, а вместе с тем не создаём условий для того, чтобы выпускники школ, получив образование в колледже, возвращались в родное село специалистами. У нас есть хорошие примеры, когда сельские предприятия выстраивают такую модель, где с детсада готовят детей к тому, чтобы они захотели жить и работать в селе. Такая модель должна работать.
Говоря о сохранении сельских школ, глава региона подчеркнул, что их закрытие – это недоработка местных исполнительных органов во главе с акимами районов и бизнеса, работающего в селе:  
- Закроется школа – не будет села, люди уедут.  Это значит не создано условий для того, чтобы жители оставались в селе, чтобы детей было больше. Руководители сельхозпредприятий должны понимать: от вахтового метода работы толку не будет. Поэтому надо думать о тех, кто живёт в селе, кто оканчивает школу, кто станет нужным специалистом.  
                             
 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4