Нужно сегодня позаботиться о тех, кто будет работать завтра

Выпуск - №7(655)   :   26.02.2025
256

image

В конце минувшей недели состоялось расширенное заседание коллегии управления образования с участием акима области Кумара Аксакалова «Об итогах деятельности сферы образования за 2024 год и перспективах развития на 2025 год».
Руководитель управления образования акимата Костанайской области Айман Ибраева подробно осветила основные итоги и достижения сферы образования за 2024 год. Так, было отмечено, что охват детей дошкольным образованием вырос и составляет 92%. За 2024 год введено семь новых детских садов, что позволило сократить дефицит почти на три тысячи мест. В 2025 году ожидается открытие двух детских садов на 560 мест. В ДО активно действуют инновационные площадки для всестороннего развития детей, уделяя особое внимание познавательной активности, экспериментальной деятельности.
В среднем образовании ведётся строительство 11 школ, из которых шесть – в рамках национального проекта «Комфортная школа» (с обучением на государственном языке). В текущем году планируется завершить строительство ещё двух комфортных школ и открытие трёх школ. Ведётся системная работа по улучшению качества образовательной среды в уже действующих школах: капитальный и текущий ремонт, приобретение кабинетов новой модификации, обновление учебного оборудования.
- Подчеркну, что повышение качества обучения в малокомплектной школе – это комплексная задача, требующая системного подхода, – сказала Айман Елемановна. – Одна из задач проекта, разработанного  управлением образования совместно с фондом «Qazaqstan halkyna» – создание условий, обеспечивающих равные образовательные возможности для всех учеников, независимо от места их проживания. В проекте участвуют 19 опорных и 57 прикреплённых к ним малокомплектных школ, которые обеспечиваются необходимым интерактивным оборудованием для проведения онлайн-уроков.
Айман Ибраева привела данные по растущим достижениям педагогов и учеников, которые ежегодно занимают призовые места в профессиональных, научных конкурсах и олимпиадах. Увеличилось количество присвоенных категорий педагогам.
- На республиканском уровне в 2024 году команда нашей области завоевала 1 место по предметам общественно-гуманитарного направления, – сообщила Айман Елемановна. – При этом остается проблемой успешность выступления по предметам естественно-математического цикла. Так, по предметам ЕМН в 2024 году результатов на уровне республики добились ученики Костаная, Рудного и Лисаковска, остальные регионы испытывают заметные трудности при подготовке по предметам данного цикла.
Одной из существенных проблем управлением образования отмечено сокращение количества учеников в сельских школах и, соответственно, несоответствие организаций образования гарантированному государственному нормативу сети.
- В связи с этим местным исполнительным органам важно оказывать содействие в приведении школ в соответствие с нормативом, использовать все возможности для увеличения контингента и  сохранения школы как центра жизни села, – обратилась к акимам районов Айман Ибраева.  
В связи со значительной потребностью в технических специальностях в Костанайской области подписан консорциум о создании Академии инженерии и транспорта  по реализации совместных проектов, программ и мероприятий. Теперь каждый старшеклассник может стать активным участником этого проекта.
Для поднятия престижа технического и профессионального образования особо актуальна профориентационная работа со школами. В рамках сотрудничества предприятий и колледжей планируется открытие 50 профильных классов. Также продолжится обучение старшеклассников на базе колледжей в рамках эксперимента. В этом году запланировано охватить бесплатным обучением 100% выпускников 9 классов.
Опыт по сотрудничеству крупного предприятия и колледжей региона представила заместитель генерального директора по персоналу и культуре ТОО «Евразийская группа» Анастасия Круч. Ярким и успешным примером синергии предприятия и учебного заведения стало сотрудничество компаний группы ERG и колледжей горнотехнического направления. С 2022 по 2024 годы по проекту «ERG для колледжей» на развитие материально-технической базы колледжей области было инвестировано 268 миллионов тенге, и эта работа будет продолжаться. Представители предприятий ERG вместе с колледжами разрабатывают образовательные программы, которые дают навыки для подготовки универсальных специалистов горнодобывающей отрасли. Для лучших педагогов, руководителей, студентов колледжей ERG организует ежегодные зарубежные стажировки в Германии, Франции, Китае.
О реализации проекта «Ауыл мектебі – сапа алаңы» рассказала директор Методического центра Айымгуль Балтабаева. Заместитель директора СШЛИИТ «Озат» Жахонгир Гаппаров представил доклад «Digital-технологии и искусственный интеллект в формировании конкурентоспособной личности учащегося и педагога».
Подводя итоги деловой встречи, аким области Кумар Аксакалов подчеркнул, что каждый руководитель предприятия, не только крупного, но и из сферы малого и среднего бизнеса, должен думать о том, кто у него будет работать. Особенно это касается села.
- Я часто слышу жалобы, что некому у нас работать. И тогда я спрашиваю: «А что ты сделал конкретно, чтобы у тебя в селе оставались выпускники школ? Ты хоть знаешь пофамильно, кто в этом году оканчивает школу и кто мог бы остаться работать в селе?» Не знают… – посетовал Кумар Иргибаевич. – Говорим, что некому работать, а вместе с тем не создаём условий для того, чтобы выпускники школ, получив образование в колледже, возвращались в родное село специалистами. У нас есть хорошие примеры, когда сельские предприятия выстраивают такую модель, где с детсада готовят детей к тому, чтобы они захотели жить и работать в селе. Такая модель должна работать.
Говоря о сохранении сельских школ, глава региона подчеркнул, что их закрытие – это недоработка местных исполнительных органов во главе с акимами районов и бизнеса, работающего в селе:  
- Закроется школа – не будет села, люди уедут.  Это значит не создано условий для того, чтобы жители оставались в селе, чтобы детей было больше. Руководители сельхозпредприятий должны понимать: от вахтового метода работы толку не будет. Поэтому надо думать о тех, кто живёт в селе, кто оканчивает школу, кто станет нужным специалистом.  
                             
 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».