Аким области привёл заседание, один из вопросов которого был посвящён предстоящему учебному году. О ходе подготовки доложила заместитель руководителя управления образования Данагуль СЮНДИКОВА.
- Подготовка к организованному началу учебного года ведётся планомерно.
В новом учебном году сеть организаций образования составит 433 школы.
Ежегодно наблюдается незначительный стабильный рост контингента учащихся в школах, так например, на начало 2023-2024 учебного года в области 113,5 тысяч школьников, что выше показателей 2022-2023 г.г. на 2033 учащихся.
За три года финансирование системы образования выросло на 53%. В этом году на отрасль выделено 196,3 млрд. тенге. Мы продолжаем создавать необходимые условия для качественной организации учебного процесса. Так, в текущем году в области откроются шесть новых школ на 4380 мест, в том числе четыре школы на 3300 мест в рамках национального проекта «Комфортная школа», две школы на 1080 мест за счёт фонда поддержки инфраструктуры образования.
Ежегодно немалые средства выделяются на ремонты объектов образования. Так, в текущем году на ремонт 155 организаций направлено более 7 млрд. тенге, из них на 13 объектах ведутся капитальные ремонты, на 142 – текущие. Ремонтные работы ведутся согласно установленным срокам и завершатся до начала учебного года.
Продолжается работа и по укреплению материально-технической базы организаций образования. На эти цели в текущем году направлено 1,8 млрд. тенге, в том числе на приобретение 17 кабинетов новой модификации (химии, физики, биологии, STEM) – 205 млн. тенге, столового оборудования – 146 млн. тенге, приобретение систем видеонаблюдения – 105 млн. тенге, установку оповещения – 72 млн. тенге, закуп оборудования для адаптации объектов – 150 млн. тенге, введение лицензированной охраны – 898 млн. тенге, установку тревожных кнопок, вывод камер видеонаблюдения на ЦОУ – 41,5 млн. тенге, установку турникетов – 3,5 млн. тенге, замену котлов и насосов – 130 млн. тенге.
Для качественного и безопасного подвоза детей парк школьной техники постоянно обновляется. Так, в 2022-2023 г.г. в рамках лизинга приобретено 30 автобусов, в текущем году уже поставлено четыре микроавтобуса.
Также одно из важных условий – готовность объектов образования к отопительному сезону. Потребность в твердом топливе на предстоящий отопительный период составляет более 69 тысяч тонн угля на общую сумму 1,2 млрд. тенге. На сегодняшний день ведётся поставка угля в организации образования.
Кроме того, на вывод оставшихся 13 пристроенных котельных выделено 416 млн. тенге, из них на восьми объектах работы по выводу завершены, на пяти объектах работы ведутся.
В фокусе внимания и работа по 100% обеспечению школьников учебниками. Своевременно заключён договор на закуп и транспортировку учебников на сумму 1,1 млрд. тенге. Доставка будет осуществлена до 13 августа. Выдачу планируем завершить до 18 августа.
Вместе с тем, созданные условия сами по себе не будут играть решающую роль без наличия квалифицированных педагогических кадров. За последние годы вдвое увеличилась заработная плата педагогов. Так педагог без стажа, работающий на одну ставку, получает более 200 тысяч тенге. А педагог со стажем от пяти лет получает порядка 300 тысяч тенге.
Регулярно проводятся бесплатные курсы повышения квалификации. За семь месяцев т.г. курсы прошли 1865 педагогов (2023 г. – 10729). У учителей есть все возможности для повышения категории. Теперь задача каждого педагога – самосовершенствование и самообразование, работа с полной отдачей на благо детей. В первую очередь, это влияет на повышение качества знаний, от которого напрямую зависят достижения наших детей.
По результатам международного исследования PISA учащиеся нашей области по читательской грамотности заняли 1 место в республике, естественно-научной грамотности – 3 место, математической грамотности – 4 место. В прошедшем учебном году команда учащихся области завоевала 43 призовых места на республиканских олимпиадах, обеспечив тем самым 1 общекомандное место.
Завоёвано 25 призовых мест в республиканских конкурсах научных проектов, 5 призовых мест в международных научных конкурсах (1 первое, 1 второе, 3 третьих). В области 11 призёров международных олимпиад, среди которых Жан Даутов, вошедший в число сильнейших знатоков математики в мире, завоевавший бронзу престижной 65 международной математической олимпиады IMO-2024, золото на международной математической Балканской олимпиаде и ещё множество наград. Уверена, что в новом учебном году достижений будет не меньше.
Ежегодно из фонда всеобуча направляются денежные средства для обеспечения школьников формой и канцелярскими принадлежностями. В этом году направлено 434 млн. тенге для оказания помощи 10 тысячам детей. На сегодня на основании поданных заявлений 8,5 тысячам учащимся на карт-счета родителей уже перечислено более 369 млн. тенге.
Хочу обратить ваше внимание, что с 1 августа стартовала республиканская акция «Дорога в школу». По предварительным данным в текущем году спонсорской помощью планируется охватить почти 5,5 тысяч детей из социально уязвимых категорий в приобретении школьной формы и принадлежностей. Пользуясь случаем хочу призвать активно участвовать в этом благородном деле и оказать помощь нуждающимся детям. Тем более что именно наша область первой в стране инициировала проведение акции «Дорога в школу».
Подчеркну, что от готовности школы к работе зависит качество обучения, комфорт детей и достижение образовательных целей. Приёмка готовности организаций образования в области начата 5 августа и сейчас активно продолжается. При этом качественная приёмка организаций образования зависит не только от усилий управления образования, но и от слаженной и чёткой работы всех заинтересованных органов: полиция, СЭС, ЧС и др.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.