На этой неделе прошли два областных съезда учителей – начальных классов и истории. Как отмечают участники этих деловых встреч, новая форма сотрудничества педагогов действительно служит повышению качества образовательной деятельности.
28 марта состоялся съезд учителей начальных классов Костанайской области «Білімнің кілті – бастауышта», который принимал у себя Костанайский педагогический колледж. На выставке в фойе были представлены методические разработки учителей начальных классов сельских и городских школ, а ученики показали свои творческие и научные достижения.
Съезд открыло пленарное заседание с участием руководителя управления образования акимата Костанайской области Зауре Байменовой, представителей КРУ имени А.Байтурсынова, ФАО «НЦПК «Өрлеу» Костанайской области.
- Успех педагога – это, прежде всего, успехи его учеников. Необходимо выработать конкретные пути обновления системы начального образования в области, – отметила, открывая заседание Зауре Ануарбековна.
Около 100 педагогов начальной школы приняли участие в съезде, и у каждого был свой интерес на этой встрече с коллегами. Кто-то делился своей формулой успеха, рассказывал о накопленном опыте, кто-то поднимал насущные проблемы, кто-то перенимал у более опытных учителей интересные идеи, навыки. В ходе съезда были обсуждены направления развития системы начального образования, профессионального и личностного развития учителей начальных классов, повышения квалификации, преемственности между дошкольным и начальным образованием и другие вопросы. На фасилитационной сессии обсуждалось состояние грамотности чтения.
- Начало областным съездам педагогов положил первый республиканский съезд учителей начальных классов, который прошёл в Нур-Султане 15 марта. 22 учителя представляли на нём Костанайскую область. Это были педагоги-мастера, педагоги-исследователи. Мы постарались, чтобы каждый наш учитель принял участие в работе секций республиканского съезда и приехал с хорошим багажом, чтобы представить полученные сведения, опыт коллегам в области, – поясняет методист методкабинета дошкольного и общего среднего образования управления образования Гайнеш Бекмаганбетова. – На республиканском съезде обсуждались изменения учебных программ для начальных классов, в частности, по математике, к которой есть немало нареканий по причине усложнённости. И эти вопросы, конечно, нашли отражение и на областном съезде. Участники республиканского съезда выступили модераторами на четырёх секциях нашей рабочей встречи, ознакомили коллег с теми задачами, которые были озвучены министерством. А затем учителя начальных классов представили свои практические наработки, методические исследования. Особенно важно то, что наши педагоги-мастера получили возможность на открытой площадке сразу многим коллегам донести свой ценный опыт. В этом и есть большой плюс съезда учителей-предметников: мы все говорим на одном языке, понятном профессионалам, поднимаем темы, которые нас волнуют, обмениваемся именно практическими умениями, а не просто зачитываем доклады, общаемся, показываем свои достижения. На каждой секции были представлены по два-три мастер-класса, которые оказались очень полезны для педагогического сообщества начальной школы. По итогам работы съезда были сообща выработаны предложения и рекомендации. В частности, рекомендовано учителям начальных классов активнее участвовать в конкурсах профессионального мастерства для распространения педагогического опыта; улучшить работу с одарёнными детьми, чтобы дать им возможность участвовать в олимпиадах и научных конкурсах; активизировать работу по повышению интеллектуального потенциала учеников школ-лицеев и школ-гимназий. Всё это должно способствовать тому, чтобы начальная школа вышла на качественно новый уровень, ведь от этого зависят успехи детей в дальнейшем обучении.
О практической пользе съезда учителей начальных классов говорили многие его участники.
- Съезды учителей-предметников – это очень хорошая идея министерства образования и науки, – считает методист отдела образования Карасуского района Наталья Вдовиченко. – Такие встречи позволяют нам показать свои наработки, обменяться опытом и, что самое важное, сделать это на практических занятиях. На съезде в каждой секции проводились мастер-классы, и педагоги, в том числе Карасуского района, демонстрировали наглядно те приёмы и методы работы, которые дают хороший результат для эффективности учебного процесса. Немаловажно и то, что мы могли обсудить те проблемы, с которыми сегодня сталкиваются учителя начальных классов, и сообща выработать предложения по улучшению нашей работы. Например, много было уделено внимания восполнению тех пробелов, которые возникли в результате почти двух лет дистанционного обучения. Говорили и о такой важной проблеме, как излишне сложные учебные программы для начальной школы, требующие значительной корректировки с учётом мнений учителей-практиков в интересах детей. Я уверена, что наши замечания будут услышаны, потому что методический кабинет управления образования с большим вниманием относится к предложениям опытных педагогов. Надеюсь, что подобные съезды учителей будут проводиться регулярно, это действительно хорошее подспорье в нашей работе. И хотелось бы обратить внимание на такое направление, как работа с детьми с особыми образовательными потребностями, потому что здесь тоже накопилось немало нерешённых вопросов.
29 марта на базе школы-гимназии им. Н.Наушабаева г. Тобыла прошёл съезд учителей истории «Развитие исторического образования в школе». Съезд единомышленников собрал более 100 учителей истории изо всех регионов Костанайской области. Обсуждались такие вопросы, как современное школьное историческое образование, роль учителя в формировании молодого поколения, образовательные возможности web-сервисов в профессиональной деятельности учителя истории, пути повышения качества знаний учащихся по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» и многие другие.
- Мы все сегодня понимаем, что назрела необходимость обновления содержания типовых учебных программ по предметам «История Казахстана», «Всемирная история – подчеркнула в своём выступлении руководитель методического кабинета дошкольного и общего среднего образования управления образования Татьяна Набатникова. – На республиканском съезде учителей истории министром образования и науки Асхатом Аймагамбетовым было озвучено, что в рамках развития исторического образования разрабатывается академический многотомник по истории Казахстана, а также концепция развития исторической науки Казахстана. Считаю, что совершенствованию исторического образования могут способствовать музейные уроки, экскурсии по сакральным местам и историческим памятникам. Работе школьных музеев в нашей области уделяется должное внимание. На сегодняшний день в области действуют 215 музеев. К поисково-исследовательской работе привлечено более 20 тысяч учащихся. Школьные музеи помогают прикоснуться к живой истории села, страны. Но обращает на себя внимание явный акцент в музеях на советский период. Безусловно, это история. Но необходимо предусмотреть и материалы по развитию нашей страны в период независимости.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.