Руководитель управления образования акимата Костанайской области Зауре Байменова на брифинге в региональной службе коммуникаций рассказала об организации обучения в третьей четверти 2020-2021 учебного года.
Зауре Байменова сообщила, что в формате обучения произошёл ряд изменений. Так, в штатный режим занятий перешли школы, в которых количество учеников не превышает 300. С третьей четверти к привычным урокам приступили коллективы 381 школы, а это почти 31 тысяча учеников. Наполняемость классов при этом составляет не более15 человек.
В 114 школах приступили к работе 2611 дежурных групп в 1-5 классах. В результате из 60 тысяч учащихся 1-5 классов больше половины сейчас занимаются в обычном режиме.
К комбинированному обучению в формате шестидневной учебной недели приступили выпускные 9 и 11 классы (почти 10 тысяч учеников). Это касается школ, продолжающих работать в дистанционном формате. 70% предметов у старшеклассников преподаются в классах, 30% - дистанционно. При этом соблюдается правило: не более 15 человек в классе, соблюдение социальной дистанции, обучение по принципу один класс – один кабинет, одновременное нахождение в школе не более 30% учащихся от проектной мощности, усиление санитарно-дезинфекционного режима, масочного режима.
- Переход учащихся 9, 11 (12) классов на комбинированный формат обучения обоснован подготовкой выпускных классов к итоговой аттестации и сдаче единого национального тестирования и экзаменов для поступления в вузы и колледжи, - пояснила Зауре Ануарбековна. – 70% учебных предметов Типового учебного плана будут изучаться в штатном формате и 30% учебных предметов – в дистанционном формате. К примеру, алгебра, геометрия, физика, химия, биология, история и язык обучения проводятся в штатном режиме. Организации образования в этом вопросе руководствуются методическими рекомендациями министерства образования и науки, но, вместе с тем, могут самостоятельно распределять часы учебного плана по отдельным предметам для штатного и дистанционного форматов (рекомендуемое распределение часов Типового учебного плана по предметам 9-х,11-х классов для штатного и дистанционного форматов обучения по усмотрению школы может быть пересмотрено). Подчеркну, что заявлений от родителей учащихся 9, 11 классов не требуется, эти классы приступили к работе в комбинированном формате в полном составе.
Также в третей четверти возобновили работу шесть пришкольных интернатов. Изменился формат обучения в трёх областных школах-интернатах для одаренных детей: в школе-интернате им. И.Алтынсарина в штатном обучаются 5, 9 и 11 классы; в лицее-интернате «Білім-Инновация» полностью с 7 по 11 класс обучаются в штатном режиме, в школе-лицее «Озат» переведены в штатный режим пока только ученики 9 классов. Это обусловлено необходимостью сохранения социальной дистанции не только во время учебного процесса, но и в местах проживания учащихся.
Ещё один момент: с согласия родителей и педагогов могут проводиться дополнительные занятия в группах с численностью до пяти детей, а также организованы индивидуальные консультации во внеурочное время. Как отметила Зауре Байменова, каждая школа вправе самостоятельно решать, какое направление дополнительных занятий выбрать и как его реализовать. Самое главное, чтобы каждый ребёнок получил знания, которые определены Государственным стандартом, вне зависимости от формата обучения.
В колледжах области к обучению в штатном формате во втором семестре перешли более 6,5 тысяч (29%) студентов 1 курсов, для которых особенно важно напрямую работать с преподавателями. В обычном режиме продолжают работу четыре колледжа с малым контингентом учащихся: Фёдоровский сельскохозяйственный, Денисовский профессионально-технический, Карасуский сельскохозяйственный и Рудненский музыкальный колледжи.
Детские дошкольные организации продолжают работу в формате дежурных групп. Разрешена также работа детских секций, кружков, факультативов с количеством ребят в группах не более 15, с режимом работы с 9:00 до 20:00 часов и приостановлением деятельности в выходные и праздничные дни.
По данным управления образования, из 47 организаций дополнительного образования приступили к работе в штатном режиме 23, в 20 по согласованию с родителями сохраняется комбинированный формат работы, две работают в дистанционном формате.
- Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы предусмотрено размещение государственного заказа на дополнительное образование. Введение данной нормы планируется с января 2021 года, - сообщила руководитель управления образования. – Размещение государственного заказа позволит местным исполнительным органам решить вопросы поэтапного увеличения охвата детей, обеспечения занятости по интересам, реализации спортивного, творческого, интеллектуального потенциала для их гармоничного роста, снижения правонарушений среди подростков, а также позволит создать дополнительные рабочие места и улучшить материально-техническое обеспечение. В целом данная норма послужит улучшению качества предоставления дополнительных образовательных услуг и позволит войти в сферу дополнительного образования частному сектору. В настоящее время законопроект находится в Сенате Парламента РК.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.