Более 30 тысяч костанайских школьников (на 1,5 тысячи больше, чем в прошлом году) 1 сентября придут в учебные классы. Почти 3700 первоклассников начнут в этот день свой путь за знаниями. Обеспеченность учебниками составляет 100%. Такие цифры прозвучали на августовской конференции работников образования г. Костаная.
Как отметил заместитель акима г. Костаная Алмат Исенбаев, показатель количества школьников в областном центре имеет стабильную тенденцию роста, в связи с чем нехватка школ становится одной из наиболее актуальных проблем. На сегодня дефицит ученических мест в городе составляет более семи тысяч. Но шаги к решению этой проблемы делаются решительные. На 2980 мест строятся четыре школы в новых микрорайонах города. В том числе две – в рамках национального проекта «Комфортная школа».
– Эти шаги – инвестиции в будущее, которые обязательно дадут свои результаты, – сказал Алмат Муратханович. – У костанайских педагогов и школьников немало достижений, которыми по праву гордится весь город. 13 медалей завоевали наши ученики на республиканских конкурсах научных проектов и предметной олимпиаде. Победителем главного республиканского конкурса «Лучший педагог-2024» стали учитель ОШ №23 им. М.Козыбаева Канат Есенгулов и учитель школы-лицея №1 Эльмира Рахимова. В сто лучших школ республики вошли две школы областного центра: ОШ №23 им. М.Козыбаева и школа-лицей №2. Можно говорить о том, что в школах активно внедряется цифровизация, развивается инновационная деятельность, чему способствует материально-техническое оснащение.
Конечно, есть и проблемы. Не хватает средств на ремонт всех школ, которые в нём нуждаются. В этом году проведено только два капитальных ремонта: ОШ №9 и яслей-сада №6 (он завершится в мае следующего года). Та же 23 школа третий год ждёт капитального ремонта с готовым ПСД, срок действия которого уже истекает в конце этого года. Нужны капремонты и ОШ №122 (сдана была в 1965 году), №25 (ей уже почти 40 лет). Бюджетная заявка на ремонт этих школ подана в управление образования. Остаётся ждать положительного решения.
Говоря о материально-технической базе школ, руководитель отдела образования Гульсим Уразбаева отметила, что бесперебойный доступ к широкополосной сети интернет до 30 мбит/с и локальную сеть имеют 100% организаций образования. Для школ города закуплено 11 кабинетов новой модификации, в том числе IT и Smart-кабинеты, кабинеты физики, химии, биологии и робототехники. Для совершенствования учебного процесса в школах города активно используются электронные учебники и цифровые образовательные ресурсы: Online Mektep, BilimLand, Daryn Online и другие. Как подчеркнула Гульсим Уразбаева, с их помощью можно всегда обеспечить школьников необходимыми материалами и уроками, когда возникнет такая необходимость.
– Наш мир стремительно меняется. И для того, чтобы обеспечить уверенное будущее наших детей, необходимо уже сегодня позаботиться о качестве образования, – сказала Гульсим Адилхановна. – По итогам года качество знаний городских школьников превысило прошлогодний показатель и составило 57%. 12% от общего количества учеников завершили учебный год на отлично, 33 выпускника стали обладателями знака «Алтын белгі» и 43 – аттестата с отличием. По итогам исследования PISA-2022, в котором участвовали семь городских школ, результат выше среднего республиканского по естественно-научной грамотности показали школы №4, №5, №19, ШГ №18, по математической грамотности – школы №4, №5, №19, №15, по читательской грамотности показатель выше республики у шести школ: ОШ №19, №4, №5, №15, №20, ШГ №18.
Отрадным фактом руководитель отдела образования отметила то, что ученики костанайских школ при создании своих проектов активно используют цифровые технологии и искусственный интеллект. Так, ученик школы №19 создал кепку для незрячих людей, которая на расстоянии определяет помехи для передвижения человека и подаёт ему сигналы. Приложение «Рисуй голосом» создали ученики ШЛ №2 Арсений и Александр Саликжановы.
– Хочу поблагодарить руководителей и педагогические коллективы школ, а также родителей за качественную подготовку и воспитание интеллектуальной элиты города Костаная!
Нельзя не отметить и достижения организаций дополнительного образования. На их счету за прошедший учебный год 129 наград международного, 174 – республиканского и 153 – областного значения. В тройке лидеров Детская музыкальная школа, Школа технического творчества и Школа детского творчества.
Гульсим Уразабева особо подчеркнула, что за каждым достижением детей, за каждой победой стоит важный и нужный труд учителя. Ни один проект в образовании не может быть реализован без учителей. Педагогический корпус Костаная школ, детсадов и дополнительного образования на сегодня включает 3540 педагогов, 2432 из них (70%) имеют категории педагогического мастерства, этот показатель за последние три года вырос на 19%.
– Назвать всех педагогов, внёсших вклад в развитие образования города, к сожалению, нет возможности. Скажу лишь, что награды на уровне республики у школы-лицея №1, №2, школы-гимназии №3, №18, ОШ №22, №23, №17, имени Абая и гимназии им. С.Мауленова. Всем вам спасибо за то, что достойно представляете педагогическое сообщество Костаная на самых высоких уровнях!
Завершился августовский форум награждением по итогам минувшего учебного года. 12 педагогам вручены грамоты акима г. Костаная. Грамотами управления образования отмечен труд директора ШГ №18 Мейрамкул Кокишевой, замдиректора Детского дворового клуба Данияра Дисюкова, руководителя центра НВиТП Марата Токтарова, замдиректора ОШ №20 Жанаргуль Ещановой, методиста отдела образования Ботакоз Кабыш, методиста отдела образования Жанар Жумагуловой. Грамотами акима области награждены директор ОШ №16 Ильяс Ельжасов, директор я/с №54 Айгуль Тусова, замдиректора ОШ №7 Людмила Батура.
Сертификат на миллион тенге вручён победителям рейтинговой оценки: я/с №54 (директор Айгуль Тусова), школе-гимназии №24 (Норгуль Касенова), ОШ №14 (Светлана Гаврилова), ОШ №23 им. М.Козыбаева (Бауржан Саутбаев), школе-лицею №2 (Ирина Шушпанова), физико-математическому лицею (Светлана Белоусова).
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора и из архива «УП»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.